Краткий
словарь проектного
прогнозирования
(футуродизайна)
Актор |
Персона или коллектив (вкл. организацию),
преследующая собственный интерес достижения некоторого мотива через применение некоторой технологии. |
Акция |
Документ (финанс.), подтверждающий право актора на получение определенной доли
прибыли (дивидендов) по итогам реализации венчурного проекта (венчура). |
Альянс |
Стратегическое партнерство акторов для достижения оптимального сочетания их мотивов и технологий. |
Аукцион
(креатив-аукцион) |
Конкурсные торги результатами ПСт и др. в рамках
ИнДжем. |
Венчур |
Проект по диагностированию и проектному
прогнозированию значимой для акторов
проблемной ситуации. Рубежные
результаты венчура оформляются в виде патентов, пром. образцов и др. объектов
интеллектуальной собственности. |
Венчур-сообщество |
Страта, образуемая множеством (спонтанно мающихся в
одиночестве неприкаянных)
потенциальных розмыслов инноваций. |
Венчур-визитка |
Краткая заявка актора
на инициативу=запуск венчурного проекта с предъявлением
гарантий по содержанию и объему личного вклада в данный проект (см. фьючерс). |
Вопрос |
Ценность моего вопроса к другому (актору, Оси)
зависит от того, сумел ли я распознать его мотивы и поняты ли мной его технологии. Чтобы вопросить, надо прежде суметь расслышать
другого |
Джем (ИнДжем) |
Научно-креативная шоу-бизнес программа
"Инновационный джем-сейшн". Композиционно включает в себя жанры МКл, ПСт, ПБиенн, Креатив-аукциона и
др. |
Диагноз
(диагностирование) |
Распознавание содержания и оценка интенсивности
актуальной проблемы. Предваряется
анамнезом на основе диалога с актором(ами). |
Затравка |
Исходный пункт запуска импровизации. В качестве
затравки может быть использована частная трактовка=интерпретация Осью любой
научной абстракции, взятой в качестве лейтмотива ПСтудии. |
Импровизация |
(в ИнДжеме): как экспромт - способ вопрошания, мой
скрытый вопрос к акторам. По
определению, не допускает пассивных зрителей. |
Инвестиции |
Совокупность информационных, энергетических и
материальных ресурсов, необходимых и достаточных для осуществления венчура. Помимо денег, включают в себя мотивы акторов, технологии и время (дление). |
Инициатива |
Затравка к проектному прогнозированию социально значимой проблемы. |
Инновация |
Технологии, которые служат
превентивному решению проблем,
надвигающихся из Будущего. Эта разновидность изобретений[1]
сильна тем, что затрагивает ВСЕ слои "пирамиды потребностей"
(Маслоу А.), суля обществу открытие новых смыслов[2].
Утрата культуры проблематизации
ведет к вытеснению инноваций их антиподом - "диверсиями" разной
тяжести. |
Лем |
Условная денежная единица, применяемая в ИнДжем
как мера "качества жизни". В режиме ПСт служит мерой ценности вопроса. |
Мастер=Розмысел |
Актор, имеющий опыт воплощения венчуров. |
Мастер-класс (МКл) |
Трансляция опыта проблематизации акторам
(венчур-сообществу) Мастерами. МКл
отвечают насущным потребностям времени и проводятся в целях: формирования
культуры проектного прогнозирования;
мировоззренческой навигации (понимания самого себя, своих мотивов, вычисления целей, умения
хотеть и соразмерять "хотения" с реальными возможностями); поиска и
изобретательского решения социально значимых проблем; освоения методов поиска нестандартных решений; развития
навыков творческого партнерства в триаде "наука-бизнес-власть";
поиска и освоения ниш, свободных от
конкуренции (что в целом напрямую смыкается с задачами исследования и
проектирования Будущего…) Практическая
часть мастер-классов футуродизайна
позволяет участникам познакомиться с технологиями поиска и проектирования альянсов, в последующем давая
возможность применять эти навыки уже в автономном режиме непосредственно
через интернет-среду. В одной из проектных социокультурных систем (с
символическим названием "Древо Желаний") ведется моделирование проблемных ситуаций
образно-символическими средствами, которое весьма напоминает навигацию по
звездному небу. Создаваемые "проблемные портреты" способны не
только передавать сложнейшие нюансы взаимоотношений и чаяний как компаний,
так и отдельных людей, включая их мотивы,
так и технологии этих акторов. |
Мотив |
Обобщенное понятие для идеалов, ценностей и
хотений акторов. Мотивы описываются
в категориях "потребностей" и «эмоциональных состояний». Любой из
мотивов членов триады признается
равноценным, имеющим право на существование. |
"Ниша" |
Букв. - "ниша, свободная от
конкуренции". Относится к стратегии венчурного предпринимательства
(бизнеса), нацеленной на поиск и освоение незанятых конкурентами сегментов
рынка. Факт обнаружения ниши фиксируется созданием соответствующей инновации. Имеет англ. синоним "patient" - терпение,
пациент; отсюда - патиентная стратегия. |
Ось |
Отрасль науки, культуры и искусства,
представленная в ИнДжеме своими акторами. |
Проблема |
Проблема возникает в ситуации противоречивой
неопределенности, когда есть только мотив,
но непонятно: каков результат, каковы ресурсы, каковы способы и др.
деятельности. В проблемах
раскрываются самые сокровенные мотивы Человека.
Сплошь и рядом наша жизнь соткана из гирлянд многообразных проблем, такая
жизнь - и есть норма; другое дело, что признание ее таковой требует от человека
ответственного и уважительного к себе отношения. |
Проблематизация |
Система деятельности по диагностированию и прогнозированию
проблем. |
Проектное
прогнозирование (футуродизайн) |
Активная проектная установка на поиск и
ассимиляцию инноваций. При необходимости работает в режиме антидиверсионной
профилактики. Отличать от традиционного прогнозирования ("то ли дождик,
то ли снег"). Методологически опирается на феноменологию инноваций,
инструментально применяет т.н. спонтанное проектирование (парадоксов),
ведется силами акторов. Обладает
аномально высокой креативностью и рентабельностью; употреблять осторожно. |
Прогноз-биеннале
(ПБиенн) |
Расширение масштабов ПСтудии до формата городского
праздника (типа Дня города). Включает в себя спец-аттракционы (типа
"Река Памяти", "Гирлянда бесконечности" и др.) с
использованием образно-символической интерпретации научных гипотез и
абстракций. |
Прогноз-студия
(ПСт) |
Жанр ИнДжема, нацеленный на перевод креативного
потенциала акторов в русло предпринимательства. Итогом ПСт являются
авн-проекты и концепции венчурных проектов. |
Проект |
Система деятельности, направленная на достижение
акторами своих мотивов. |
Секундант |
Независимое авторитетное лицо, выступающее
гарантом соблюдения правил игры, этических и интеллектуально-правовых норм в
ходе ИнДжем. |
Технология |
(от греч. teknэ - искусство, сноровка) в
самом широком смысле как обусловленный состоянием знаний и общественной
эффективностью способ реализации мотивов.
Одна и та же технология может выступать для актора (в зависимости от
конъюнктуры) как надежда или угроза своим мотивам. Ср. Инновация и диверсия. |
Триада |
Минимально необходимая и достаточная для
проблематизации система трех акторов (например, это Мастера: дизайнер,
математик и биолог), действующих в ходе ПСт. |
Футуродизайн |
Метод превентивного проектирования технологий,
адекватных (мотивам акторов)
Будущему. Организационной формой футуродизайна является венчурный проект. См. Проектное прогнозирование |
Фьючерс |
Гарантируемая актором доля инвестиционного вклада
в венчурный проект. |
По сост. на Ноябрь
2004 г.
[1] Отличие инноваций
от изобретений здесь подобно тому, как различимы сущности Проектирования и Конструирования
[2] Смысл (по
С.Ф.Анисимову) – это идея нового значения (говорим же: "не стоит придавать
значения", - о том, что
несущественно)