Организационный комитет
Учредительного съезда и конференции (прогноз-биеннале)
Лиги футуродизайнa

Протокол №1

Москва, Центральный дом предпринимателя
23 октября 2004 г.

Участники:

Какушкин Михаил Тимофеевич

КМТ

архитектор

tymey-school@mtu-net.ru

Кочетов Эрнест Георгиевич

КЭГ

ВНИИВЭС (глобалистика, зам. гл. ред. ж. “Безопасность Евразии”)

post@iesaa.ru

Лаврухин Александр Николаевич

ЛАН

ПРОГНОЗ-ПАРК, визуальная поэзия

veretyahin@mail.ru

Сайфуллин Назым Фуадович.

СНФ

ПРОГНОЗ-ПАРК , НКБП “ИнДжем”

ppark2@yandex.ru

Стрельников Александр Иванович

САИ

градо

strai@sumail.ru

СНФ: Компьютерная презентация подготовлена, но по техническим причинам сейчас невозможна, буду излагать с листа. На обсуждение выносится общий вопрос о допустимости и необходимости и ритмичности подготовительных работ к Учредительному съезду и (рабочее название) проектной конференции некого нового объединения под условным названием “Лига футуродизайна”. Названия уточним по ходу проектной проработки согласованных функций и задач.

Накануне открыта страница сайта ПРОГНОЗ-ПАРКа “Галерея даров Клубу”, , в которую с благодарностью принимаются дары в виде журнала “Безопасность Евразии”, № ___, 200__, и авторский лист графики А.Лаврухина, посвященной теме мастер-классов “Футуродизайн”.

Наше обсуждение - это реакция на те мнения и настроения, которые связаны с тем, что при всем многообразии существующих союзов, ассоциаций и т.п. объединений, испытывается ощущение необходимости “нечто иного”, способного выразить те еще не самые проявленные, назревающие настроения, которые бытуют в нашей среде. Зачем, не преумножим ли мы “сущности больше необходимого” (принцип “бритвы Оккама”), если:

В ответ выдвигаю рабочий тезис (девиз): Признаём, что упускаем что-то важное в исследованиях будущего, если не имеем инноваций (включая дизайн, педагогике, индустрии, политическом мышлении и т.п.) в настоящем. Иначе: может, потому и не имеем перемен в настоящем, что слишком безответственно относимся к своему будущему?!

Наша встреча происходит в контексте (властной конъюнктуры), которую задают:

О понятии "футуродизайн": Future - будущее, Design - проектирование, созидание. Футуродизайн - ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО, а не пассивное его ожидание.

Приоритетные проблемы сообщества:

Тогда Главная цель: Постижение Будущего средствами проектного прогнозирования.

Критерии эффективности новой организации:

  1. Гармоничность социокультурного развития
  2. Культура проблематизации
  3. Конкурентоспособность инновационных компаний
  4. Социальный статус и численность футуродизайнеров
  5. Альянс "Наука - Бизнес - Власть"

Основные задачи (как условия реализации критериев)

в План работ Оргкомитета (проект):

 

Содержание

Отв.

Срок

 

Бизнес-план организации

ПРОГНОЗ-ПАРК

02.2005 г.

 

Юридическая подготовка и обеспечение (устав, регистрация, ЕГРЮЛ, фонды, банк. счет…)

 

04.05

 

PR-политика (имидж-концепция, дизайн-программа, целевые СМИ, пиар-акценты …)

 

03.05

 

Вэб-сайт (портал)

 

03.05

 

Состав учредителей

 

04.05

 

Работа с регионами и зарубежьем

 

04.05

 

Делегаты (поиск и привлечение)

 

03.05

 

Программный комитет проектной конференции

 

12.04

 

“Кодекс чести”

 

05.05

 

Спонсоры и рекламодатели

 

04.05

 

Бомонд

 

05.05

 

Выпуск электронной энциклопедии “Футуродизайн”

 

 

 

Интенсификация программы “Инновационный джем-сейшн” в целом и ее составляющих (мастер-классы, прогноз-студии и т.д.)

 

06.05

Уточнение: ПРОГНОЗ-ПАРК - организация региональная (Москва), нет принципиальных проблем с ее перерегистрацией в более масштабную (всероссийскую или международную). Но остается ощущение необходимости метасистемы, в которую ПРОГНОЗ-ПАРК войдет в качестве соучредителя, но не будет сводить к привычной клубности.

ОБСУЖДЕНИЕ:

КЭГ: Идея очень интересная и своевременная, отражает переживаемые нами новые ощущения “пробельности”, которой недостает для правильного освещения процессов.

Очевидно, это новая сугубо общественная организация со своим уставом и т.п. По функциям важно развести реалии: например, Бестужев-Лада возглавляет Ассоциацию футурологов России, есть клуб “Глобальный мир”, выпущена очень интересная брошюра, и все это надо иметь в виду.

Но провозглашенные здесь идеи и задачи идут значительно дальше и очень свежие, имеют свой философско-антропологический план, самобытный стратегический элемент и имеют непосредственное отношение к безопасности будущего.

По философии вопроса, призыв к проектированию Будущего вступает в потрясающее противоречие: до сих пор мы жили мифологемами, были выстроенные идеологией ориентиры будущего. А современное поколение за этим не пойдет, само понятие проектирования будущего изжило себя. Мы никогда не жили в настоящем! И проблема в этом, она в настоящем, но спроектированном настоящем.

Вообще, ждет философского разделения прошлое, настоящее и будущее. Всетечет, но мания развития, мания временной стрелы выбила почву из-под нашего менталитета и повергла в погоню за будущим, перешагивая реальности.

Если новая организация каким-то образом поставит эту проблему и расширит понимание с включением “расширенной гармошки настоящего”, не только по Кондратьеву, Яковцу с цикличностью, то мы избежим этой опасной тенденции.

Третье. Инновационная модель постепенно себя изживает и основана на техногенной модели. Посылать ученых “в командировку” в мир незнания очень опасно, потому объявленная либералами эра знаний таит в себе серьезные опасности в условиях, когда человек не умеет переваривать приобретенные ранее знания.

Потому саму идею нового союза необходимо связывать с этими проблемами. Безусловно красивую идею союза надо сразу ставить на международный уровень. Мне довелось участвовать в конференциях в Канзазском университете (США), в Штудгартском университете. Очевидна тяга к новым ландшафтам и у меня \после известия о предстоящем обсуждении футуродизайна \ возникло понимание дизайна как красочного мира ощущений для отображения политического, социально-экономического и военно-стратегического ландшафта мира и придания ему красочности, гармонии, совершенно новых пропорций сродни золотому сечению.

САИ: Так универсально мыслить я не могу. Та область, в которой я компетентен - город во всем его взаимодействии с пригородом, своеобразными запутанными земельными и прочими отношениями, - требует и со стороны архитекторов внимания к своему управлению как объектом не столь градостроительным, сколько урбанистическим. Илья Пригожин во франц. издании “Порядок и хаос” точно выразил мысль, что если законы мироздания ситуационны, т.е. зависят от состояния материи, то в социальном мире можно видеть законы поведения, взаимодействия.

Если я буду участвовать в новом движении, которое меня заинтриговало, то я постараюсь раскрыть ту проблематику, которая возникает в городах как ключевых узлах жизни общества. Ключевое место - это гонимая тема местного самоуправления, которого так боятся власти всех уровней, но которое позволяет людям стать гражданами. Граждане активно воспринимают происходящие в городе действия, и их уже не так легко становится поломать.

ЛАН: Уже месяц я хожу на мастер-классы футуродизайна, а как художник работаю всего 10 лет. Рисунок способен опережать слово, сообразен не только тому, что я вижу, но и слышу. Поэтому я стараюсь постоянно бывать в ПРОГНОЗ-ПАРКе, где на мастер-классах уже слушал египтолога, фантаста, математика и других Мастеров, теперь - градостроителя, о проблемы глобализма. И сейчас мне пришла мысль: я действительно буду мастером визуальной поэзии, если своей графикой буду соответствовать занятиям мастер-классов. Т.е. вы как специалисты в своих областях будете обращаться в поисках к словам, а я - к графике для отражения \будущего как\ того неведомого мира, доверяясь линиям, какими же эти линии будут, я еще и не знаю. Моя задача прояснилась: творить в ритм тому, что происходит на мастер-классах, выдать графику. И вот, во след происходящему - мой новый лист графики в дар Клубу.

Мне МКл - это нужно, надеюсь найти их графический ритм. Прошу визуально показать, что такое “дизайн без футуро-”, чтобы можно было сравнить потом с футуродизайном, который мы и ищем. Куда-то в будущее двигаться без ощущения реальности действительно опасно (опыты генетиков опаснее атомной бомбы).

Для меня важно быть в обществе, чем социально я выше, тем сильнее отдача в работах. Именно графическое мышление позволяет трактовать скрытые от филологов сущности, например, ёрничание у Пушкина,

Чем дальше я на МКл, тем ближе я к определению своих задач как художника: выражать мысль такого качества, которую невозможно определить словами. А уже глядя на графику, можно “догнать” словами. Потому чем больше я здесь слушаю, знакомлюсь, веду доверительные беседы, тем более растет моя мобильность, моя способность, и я ставлю эту творческую задачу: быть сообразным тому, как я уже себя сейчас определяю.

САИ: Язык архитектора и инженера различны. Успех приходит тогда, когда я как инженер выражаю свою мысль графически - в виде карт, рельефов, схем и т.п. Знаковая система способна способна заменить многие фолианты текстов, когда рисунки идут с подписями к ним.

Подготовка кадров: речь идет именно о воспитании нового мышления среди специалистов самого разного профиля.

В Замоскоречье есть очень интересная структура, которая так и не может вырасти до уровня общемосковской.

КЭГ: Проблема отображения выходит на первый план. В международной сфере мы привыкли мыслить на плоскостном уровне, сейчас же напрашивается объемно-философское мироощущение. Для этого необходим совершенно новый формат в виде глобального геоэкономического атласа. Полностью разделяю: с рисунка человек лучше понимает смысл текста. Сам по наитию стал рисовать: в двухтомном “Глобальном геоэкономическом словаре” образы понятий. Потому идея соединения текстового методологического прогноза с графическим изображением - эта новация должна быть представлена обществу и я очень поддерживаю эту идею. Это банк интеллекта, который в кумулятивной форме способен хранить и передавать смыслы.

КМТ: У меня противоречивое отношение к этому мероприятию. Надо устранить путаницу в связи с проектированием будущего. Этим заняты все. Надо разбираться с массовым планетарным сознанием. Древние воспринимали прошлое в настоящем, прошлого не существовало, они проецировали прошлое на настоящее.

Надо разбираться и с восприятием самой организации, как ее будут воспринимать люди. Надо толково пиарить ее и решить, кто и как будет вести организационные задачи, проектировать новую организацию.

Делать ли ставку на футуро-, или на дизайн? Дизайн и есть проектирование будущего.

КЭГ: Все понятия - будущее, инновации, развитие и т.п., - опошлены и отторгаются людьми. Ниша - в слове дизайн, его реабилитации, важен новый ландшафт. Людей уже никак не зажечь будущим, требуется более теплое гармоничное настоящее, не хватает настоящей лирики в настоящем. Человек не будет думать о будущем, не живя в настоящем. Дизайн, посаженный на будущее - мы на этом заткнемся, сюда сразу набегут политиканы и опошлят идею. Меня очень смущает “проектирование будущего”,

Фукияма, Хайтингтон “Последний человек и конец будущего”: там слово “проект” всюду, и в этом плане инновации нивелируются, гораздо лучше акцентироваться на дизайне.

СНФ: Во времена создания ПРОГНОЗ-ПАРКа термин “инновации” был ненормативным, сейчас же это - поле спекуляций. Конечно, чтобы нас заметили с позиций законов и столичных программ по инновационной деятельности, можно было бы афишировать свою инновационную доминанту, да вед только это грозит “смешаться с попсой”.

Важно довести работы до их инвестиционной поддержки, не ограничиваясь лишь методологией.

Взаимодействие с будущим как сталкеров, вбрасывающих “гаечки” в будущее и следящих, чем это будущее отзовется в настоящем. Такие итерации и станут принципом итерационного (адаптационного) проектирования будущего.

САИ: Наши знания несовершенны и браться за проектирование будущего - задача ответственная. Одним из направлений, подготавливающих проект будущего, является постижение законов развития отраслей, которые мы представляем. Быть пропагандистами изучения будущего в разных вузах, организациях, институциях.

Пример объединения двух Берлинов как парадоксального градостроительного неприятия двух культур. При нашей плохой статистике мы были вынуждены обходиться т.н. поведенческими моделями (по экспертным маякам), которые достаточно корректны для прогнозирования. Участие студенчества и т.п. необходимо для насыщения таких моделей данными. Проверять гипотезы как и в физике, это даст конструктивную основу для дизайна будущего, проектирование на основе проверки неких исходных гипотез.

КЭГ: Десант в будущее. Структурировать наше незнание, методология познания не развивается. Есть понятие “логика знания”, логистика в сфере незнания исходя из наших методологических позиций. От слова “будущее” мы сейчас сместились к “дизайну незнания”, нужна объемно ландшафтная картина без восходящего прогресса. Мы приучаем людей не дожидаться будущего, а жить идеями (?идеалами) уже в настоящем, сейчас, тем самым ускоряем траекторию жизни.

КМТ: Понятие будущего в разных головах совершенно разное. Что касается дизайн, то он вырос из декоративно-прикладного искусства как проектирование предметной среды. Дизайн окружает одного человека. В то же время идет развитие нового социального организма, который требует своего дизайна. В этом плане проектирование будущего перерастает в формирование гуманистического социального дизайна.

КЭГ: Эта социокультурная ментальностная среда требует своего ландшафтного отображения. Это футурологический дизайн. Понятию развития объявить бой, мы воспитали опаснейший культ изобретательства. Поощрение перемен из среды производственной (пресловутые планы рационализаторов) перекинулось на информационную, культурологическую и др. составляющие. Идея развития сама опасной уже стала антропологически опасной. Техногенное понятие инноваций будоражит, встраивая новые технологии, которые меняют инфраструктуру, маргинализируют народ, оставаясь без работы.

СНФ: Привожу пример социокультурного кульмана “Древа Желаний” (http://ppark2.narod.ru/ ), настроенного на отображение сложной проблемной ситуации в ее динамике с возможностью проецирования в виде отдельных срезов: технологических, аксиологических, правовых, педагогических и т.д. Мы идем на создание проектно-прогнозного театра, который станет возможным в контексте научно-креативной бизнес-программы “Инновационный джем-сейшн”. Корни термина джем-сейшн лежат в джазе и этот жанр основан на спонтанной импровизации участников, представляющих самые разные сферы науки, культуры и искусства: математиков, филологов, архитекторов, медиков, музыкантов, историков, кулинаров, дизайнеров, экономистов, театралов и т.д. Все - профессионалы, они умеют слышать инициативу других как звучащий мотив, и импровизацию может запустить любая из этих осей. Спонтанность такой среды дает высокий эвристический эффект, выводя участников не только на оригинальные идеи, среда постоянно меняется, она каждый момент иная, но и позволяет обнаружить потенциальные партнерства ранее непересекавшихся мастеров на возникающем интересе к совместному разрешению обнаруженных в ходе ИнДжема проблемных лакун. Тем самым уходим от выяснения “кто кого круче”, кто кого важнее - архитекторы или дизайнеры и т.п., люди не вредят друг другу, а дорожат общим творческим катарсисом=кайфом, который подвигает к новым идеям. Эта среда - больше чем банальный мозговой штурм, это пространство проектирования инноваций. Инновации для нас подобны гаечкам сталкера, которые он вбрасывает в неведомое будущее и вслушивается в отклик, чтобы скорректировать свои последующие шаги=решения.

Итоги:

  1. Следующее заседание - 6 ноября в 11:00.
  2. Данный протокол будет доступен для доступа членов группы на адресе http://ppark2.narod.ru/5. Предлагается всем членам группы заблаговременно выслать по эл. почте ppark2@yandex.ru свои конструктивные предложения к заседанию.
  3. Рабочие контакты между встречами поддерживаем по электр. почте (см. адреса в начале).

Протокол оформил СНФ, 24.10.04.



Используются технологии uCoz