ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
/контуры проектной социологии/

 

Tono Bolevi
 

ppark@copris.com                                            http://ppark2.narod.ru

 

Тезисы доклада на заседании Научного совета Президиума РАН по комплексной проблеме "История мировой  культуры"

Проблема: "Человеческая составляющая в построении будущего"

Президиум РАН, 24 января 2002 года, 15:00

 

 

 

Как преодолеть несовместимость/парадоксальность сочетания в одном человеке/социуме чурания проблем и одновременно декларируемой воли к Жизни?!

Аксиоматическая база исследования:

-          феномен Социума (Жизни) невозможно понять изнутри его самого, нужен выход на мета-уровень – Вселенную, т.е. рассмотрение системной Триады "Человек – Социум – Космос",

-          Триада как сфера частного проявления действия антропного космологического принципа,

-          информация имеет вселенскую/космическую природу и всеохватна…

Метафора "река Жизни" – и ее асимптоты ("берега") как табу; русло как ритуал Жизни; ширина русла /"мощность вод"/ мифы

Расширенное толкование "инвестиции" (включающих ЭнергоИнформМатер-ресурсы и время)

Интегрирование/суммирование индивидуальных судеб Ø история Жизни Социума.

Жизнь как взаимный шанс для всех участников Триады.

Применительно к интересам постижения феномена инновационной деятельности проводится расширение действия антропного принципа:

-       слабый принцип: появление Человека не противоречит интересам Вселенной (Триады в целом);

-       сильный принцип: Триада (динамично) устойчива[1] лишь при условии инновационной деятельности активности в ней Человека.

Промежуточный вывод: поскольку Жизнь как процесс/преобразование еще продолжается/существует, значит – может быть констатирован факт действия/наличия квазиустойчивого равновесия ("устойчивого развития") в Триаде. Это феноменологическое состояние и именуем АЛЬЯНСом.

Т.е. в состоянии Альянса м.б. в принципе применен аппарат/средства линейной логики (формальной), в т.ч. кибернетики и классической термодинамики, обеспечивая базу для последующего выхода на нелинейно-динамическое описание данной реальной системы. Потому: допустима интерпретация Альянса как контура обратной связи, где "функция желательности" – устойчивое развитие, "параметр обратной связи" – проблемы.

Отсутствие проблематизации как признак потери критической целостности/гармонии мировой культуры, ее упущенный шанс.  Обнищание духа менеджмента/управления , способствующих поддержанию мифа о постыдности/угрозе проблем.

В целом проступает грустный диагноз: социальный мир болен КОГНИТО-, КСЕНО- и ФУТУРОФОБИЕЙ. Вместо того, чтобы адекватно "лечиться", мир прячется за АЛАРМИЗМ (и Римский клуб служит тому как его апологет[2]).

Тем временем, наши исследования тонкой морфологии проблем показывают, что именно в  них скрыты самые интимные/сокровенные идеалы, ценности и хотения Человека.

Глобальная проблема – отсутствие культуры хотений: маемся сами, морочим головы и не даем самореализоваться другим, прикрываясь суетой, скукой, транжиря время и др. инвестиционные ресурсы. И стоит ли тогда удивляться разгулу цинизма, разговорам ни-о-чем, ханжества, граничащих с хамством, за которым скрывается по сути страх перед будущим, а в целом – страх перед самой Жизнью.

И все это в то время, когда самые оптимистичные оценки сходятся лишь на том, что в современной России насчитывается скромный десяток тысяч интеллигентов…

Морфология проблем[3] в виде "звезды Авесты" ¯. Проблемы как "врата страха", разделяющие событийно-символическую реальность и коммуникативно-инновационное поле. А "золотым ключиком" к тем вратам и служат прогнотипы.

МИФ – когда/где "идеальное живет по законам реального, а реальное – по законам идеального", ПРОЕКТ – "создание общности идеального и реального, выраженной в символьной/знаковой форме" (Крючков Ю.А.).

Обнищание рацио-мышления следует компенсировать/восполнять через тотализацию инновационной деятельности как порождение качественно Иного во всем его многообразии. Для этого - синтезировать Экософию как новый образ миропонимания и миромышления.

Дуализм инноваций (корпускулярно-волновая природа) + "Человек что струна" (мантра).

Построение Дерева проблем как социокультурная технология. В идеале – выход на прогнотипы. Инновация  как итог/результат/функция ожидания идеалов, ценностей и хотений и их реализации в режиме толерантности.

ВЫВОДЫ:

1.    Нет важнее задачи для культуры, как то развивать уже не столь мифо-поэтическое (художественно-творческое), сколько мифо-проектное творчество.

2.    Синтез всего многообразия культур, встречное движение гуманит. и естеств. наук – через придание общественным/гуманитарным наукам проектно-мотивационных функций (способных вдохновлять на прорыв и предоставляющих для того Человеку соответствующие образцы/модели поведения, т.е. мифы). Первым шагом (в контексте Экософии) на этом пути и является запуск проектной социологии.

3.    Заложены контуры новой доктрины – альянсологии (Мирологии)

4.    ПРОГНОЗ-ПАРК как феномен социокультурной проектной деятельности, полигон, в т.ч. для операционализации толерантности.

 

Публикации, адекватные представленной теме:

1.       Сайфуллин Н.Ф. К культу инноваций// Дистанционное образование, №5, 2000, с. 48-58.

2.       Сайфуллин Н.Ф., Воронин М.А. К проектному прогнозированию феномена "жизнь – бессмертие"// Информационные аспекты жизни, смерти и бессмертия. Труды конференции. - М.: МГИЭТ, 1995. – с. 138–143.

3.       Сайфуллин Н.Ф. Гипотеза антропокосмического феномена качества жизни (к вопросу о природе инноваций)// Качество жизни: Россия XXI века. Тезисы Всероссийской конференции. – М.: ВНИИТЭ, 2000. – с. 58-59.

4.       Сайфуллин Н.Ф. Эвристика. Учебный видеофильм, ч.1 – М.: Современный гуманитарный университет, 1999.

5.       Сайфуллин Н.Ф. Коэволюция инноваций и качество жизни.// Качество жизни: Россия XXI века. Труды Всероссийской конференции. – М.: ВНИИТЭ, 2001 (в печати).

6.       Сайфуллин Н.Ф. Язык инноваций: на пути к глобальному альянсу.// Сб. трудов IV Международной Кондратьевской конференции "Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век"- М., 2001.

7.      Статьи в интернет-форумах и на сайте ППарка http://ppark2.narod.ru.



[1] Удержаться в струе "реки Жизни" – м.б. это и есть сокровенный смысл "устойчивого развития"?!

[2] Римский клуб на самом деле лишь только способствовал(ет) приросту культа/мифа управления (через цели), внушая возможность чуда – исцеления от экофобии, - через поиск и введение "разумных" целей (глобального) развития и самосохранения в существующем виде цивилизации. Но это – мера лишь одной с самим менеджментом парадигмальной сути, тем более неадекватная современной и грядущей ситуации. Причина такого вывода – в том, что их алармизм порожден изнутри и средствами самой же ортодоксальной/формально-логической западнической мировоззренческой (аристотелевской) логики.

[3] Напрашивается аналогия проблем с плесенью – пенициллином, открытие которого сыграло известную критическую оздоровляющую роль.

Используются технологии uCoz