ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
/контуры проектной
социологии/
Tono Bolevi
Тезисы доклада на заседании Научного совета
Президиума РАН по комплексной проблеме "История мировой культуры" Проблема:
"Человеческая составляющая в построении будущего" |
Президиум РАН, 24 января 2002 года,
15:00 |
Как
преодолеть несовместимость/парадоксальность сочетания в одном человеке/социуме
чурания проблем и одновременно
декларируемой воли к Жизни?!
Аксиоматическая база исследования:
-
феномен Социума (Жизни) невозможно понять изнутри его самого, нужен
выход на мета-уровень – Вселенную, т.е. рассмотрение системной Триады
"Человек – Социум – Космос",
-
Триада как сфера частного проявления действия антропного
космологического принципа,
-
информация имеет вселенскую/космическую природу и всеохватна…
Метафора
"река Жизни" – и ее
асимптоты ("берега") как табу; русло как ритуал Жизни; ширина русла
/"мощность вод"/ мифы
Расширенное
толкование "инвестиции"
(включающих ЭнергоИнформМатер-ресурсы и время)
Интегрирование/суммирование
индивидуальных судеб Ø история Жизни Социума.
Жизнь как взаимный шанс для всех
участников Триады.
Применительно
к интересам постижения феномена инновационной деятельности проводится
расширение действия антропного принципа:
-
слабый принцип: появление Человека
не противоречит интересам Вселенной (Триады в целом);
-
сильный принцип: Триада (динамично)
устойчива[1]
лишь при условии инновационной деятельности активности в ней Человека.
Промежуточный
вывод:
поскольку Жизнь как процесс/преобразование еще продолжается/существует, значит
– может быть констатирован факт действия/наличия квазиустойчивого
равновесия ("устойчивого развития") в Триаде. Это феноменологическое
состояние и именуем АЛЬЯНСом.
Т.е. в состоянии Альянса м.б. в принципе применен аппарат/средства
линейной логики (формальной), в т.ч. кибернетики и классической термодинамики,
обеспечивая базу для последующего выхода на нелинейно-динамическое описание
данной реальной системы. Потому: допустима интерпретация Альянса как контура
обратной связи, где "функция желательности" – устойчивое развитие, "параметр обратной связи" – проблемы.
Отсутствие
проблематизации как признак потери
критической целостности/гармонии мировой культуры, ее упущенный шанс. Обнищание духа менеджмента/управления , способствующих поддержанию
мифа о постыдности/угрозе проблем.
В целом
проступает грустный диагноз: социальный мир болен КОГНИТО-, КСЕНО- и
ФУТУРОФОБИЕЙ. Вместо того, чтобы адекватно "лечиться", мир прячется
за АЛАРМИЗМ (и Римский клуб служит тому как его апологет[2]).
Тем
временем, наши исследования тонкой морфологии проблем показывают, что именно в них скрыты самые
интимные/сокровенные идеалы, ценности и
хотения Человека.
Глобальная проблема – отсутствие культуры хотений: маемся сами, морочим
головы и не даем самореализоваться другим, прикрываясь суетой, скукой, транжиря
время и др. инвестиционные ресурсы. И стоит ли тогда удивляться разгулу цинизма,
разговорам ни-о-чем, ханжества, граничащих с хамством, за которым
скрывается по сути страх перед будущим, а в целом – страх перед самой Жизнью.
И все
это в то время, когда самые оптимистичные оценки сходятся лишь на том, что в
современной России насчитывается скромный десяток тысяч интеллигентов…
Морфология
проблем[3]
в виде "звезды Авесты" ¯. Проблемы как
"врата страха", разделяющие событийно-символическую
реальность и коммуникативно-инновационное
поле. А "золотым ключиком" к тем вратам и служат прогнотипы.
МИФ –
когда/где "идеальное живет по законам реального, а реальное – по законам
идеального", ПРОЕКТ – "создание общности идеального и реального,
выраженной в символьной/знаковой форме" (Крючков Ю.А.).
Обнищание рацио-мышления следует компенсировать/восполнять через
тотализацию инновационной деятельности как порождение качественно Иного
во всем его многообразии. Для этого - синтезировать Экософию как новый образ
миропонимания и миромышления.
Дуализм
инноваций (корпускулярно-волновая природа) + "Человек что струна" (мантра).
ВЫВОДЫ:
1.
Нет важнее задачи для культуры, как то развивать уже не столь
мифо-поэтическое (художественно-творческое), сколько мифо-проектное творчество.
2.
Синтез всего многообразия культур, встречное движение гуманит. и
естеств. наук – через придание общественным/гуманитарным наукам проектно-мотивационных
функций (способных вдохновлять на прорыв и предоставляющих для того Человеку
соответствующие образцы/модели поведения, т.е. мифы). Первым шагом (в контексте Экософии) на этом пути и
является запуск проектной социологии.
3.
Заложены контуры новой доктрины – альянсологии (Мирологии)
4.
ПРОГНОЗ-ПАРК как феномен
социокультурной проектной деятельности, полигон, в т.ч. для операционализации толерантности.
Публикации, адекватные представленной
теме:
1. Сайфуллин Н.Ф. К
культу инноваций// Дистанционное образование, №5, 2000, с. 48-58.
2. Сайфуллин Н.Ф.,
Воронин М.А. К проектному прогнозированию феномена "жизнь –
бессмертие"// Информационные аспекты жизни, смерти и бессмертия. Труды
конференции. - М.: МГИЭТ, 1995. – с. 138–143.
3. Сайфуллин Н.Ф.
Гипотеза антропокосмического феномена качества жизни (к вопросу о природе
инноваций)// Качество жизни: Россия XXI века. Тезисы Всероссийской
конференции. – М.: ВНИИТЭ, 2000. – с. 58-59.
4. Сайфуллин Н.Ф.
Эвристика. Учебный видеофильм, ч.1 – М.: Современный гуманитарный университет,
1999.
5. Сайфуллин Н.Ф.
Коэволюция инноваций и качество жизни.// Качество жизни: Россия XXI века. Труды
Всероссийской конференции. – М.: ВНИИТЭ, 2001 (в печати).
6. Сайфуллин Н.Ф. Язык
инноваций: на пути к глобальному альянсу.// Сб. трудов IV Международной
Кондратьевской конференции "Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и
Запада: альтернативы на XXI век"- М., 2001.
7. Статьи в интернет-форумах и на сайте ППарка http://ppark2.narod.ru.
[1] Удержаться в струе
"реки Жизни" – м.б. это и есть сокровенный смысл "устойчивого
развития"?!
[2] Римский клуб на самом деле лишь только способствовал(ет)
приросту культа/мифа управления (через
цели), внушая возможность чуда – исцеления от экофобии, - через поиск и
введение "разумных" целей
(глобального) развития и самосохранения в существующем виде цивилизации. Но это – мера лишь одной с
самим менеджментом парадигмальной
сути, тем более неадекватная современной и грядущей ситуации. Причина такого
вывода – в том, что их алармизм порожден изнутри и средствами самой же
ортодоксальной/формально-логической западнической мировоззренческой
(аристотелевской) логики.
[3] Напрашивается
аналогия проблем с плесенью – пенициллином, открытие которого сыграло известную
критическую оздоровляющую роль.