ЯЗЫК
ИННОВАЦИЙ: НА ПУТИ К ГЛОБАЛЬНОМУ АЛЬЯНСУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Сайфуллин Н.Ф., РОО
"Прогноз-парк", Москва
www.a-z.ru/assoc/ppark ppark@copris.com
Есть основания
полагать, что постсовременная цивилизация будет по существу инновационной.
Такой вывод открывается в поиске альтернативных стратегий, отступающем от
традиции изучения социальных процессов изнутри самого же общества и приводящем
(из принципа экономии мышления) к "подъему планки" воззрения до
метауровня.
В согласии с
парадигмой глобального эволюционизма, мы развиваем коэволюционную модель триады
"Человек – Социум – Вселенная" и обращаемся к широкому толкованию
понятия "альянс"[1].
Тем самым становится возможным понимание инновационных процессов как ключевого
фактора устойчивого развития социотехносферы, рассматриваемой как открытая
нелинейная диссипативная среда, само существование которой обусловлено балансом
между самоорганизующейся деятельностью Социума и дезорганизующей
(диссипативной) активностью Космоса[2].
При этом в качестве аксиом принимаются космическая природа информации и
аккумулирование знаниевых ресурсов триады в Ноосфере.
Глобальный
антропо-социо-космический Альянс поддерживается всепронизывающим информационно-энерго-материальным
(инвестиционным) обменом. Способность Человека порождать инновации как
качественно новые знания о способах разрешения нетривиальных проблем
оплачивается ему Социумом соответствующими инвестициями. В то же время,
развитие Социумом собственной инновационной деятельности и воплощение ее
результатов в технологиях[3]
("прогресс") вознаграждается ему со стороны Вселенной соответствующей
отсрочкой энтропийной смерти (притоком негэнтропии). Отсюда вывод: жизнь на
Земле возможна постольку, поскольку добросовестно Социум отрабатывает свою
миссию по информационному пополнению Ноосферы результатами собственной
инновационной деятельности.
Переход к
инновационной цивилизации не будет плавным номинально-линейным процессом, а
явится качественным прорывом, связанным с преодолением социумом гнета
расщепляющего сознание антропоцентризма и вавилонского смешения языков как
следствия. Развивая ассоциативный ряд познавательных доминант, присущих
общественным формациям (Раушенбах Б.В., 1997), мы делаем заключение: поскольку
в первобытном обществе таковой доминантой было "мы", в феодальном –
"я", с переходом к капиталистической формации – "они", то в
инновационной цивилизации с неизбежностью необходим переход на новый виток
гносеологической спирали, когда социальное сознание будет ориентировано на
"мы", но уже с почтительным акцентом на вселенский разум как
"Вы".
Новая установка
социального сознания "во внутрь" образует тот тип познавательной
ситуации, в которой социотехносфера предстает как живой мир "символов внутренней
природы" (Герасимова, 1997) в виде инноваций. Через инновации мир узнает о
своих возможностях и хотениях на многие годы вперед, обретает новую веру в себя
и уточняет императивы развития. Мир обретает новый импульс гармонии и
целостности, объединяющий людей в вере в управляемое Будущее. В человеке
инновационного общества открывается деперсонализированное космическое сознание,
расширяющее границы личности до уровня Вселенной, проявляется стремление к
самопостижению и самовыражению на всех уровнях Альянса как творца, способного
взять ответственность за себя и за будущее Альянса.
Тем самым,
самосохранение социума связывается нами с обретением им новых смыслов,
раскрывающихся в образе инноваций. В меру обретения социумом нового смысла –
смысла вселенского сосуществования, смысла коэволюции цивилизаций, - и
становится возможной выработка объединяющего языка, поскольку "язык – это
организм плюс его смысл" (Долинский, 1997).
Скачок от
чувственного к рациональному восприятию требует поиска слова[4].
Предлагаемая нами гипотеза заключается в следующем. Значимые для гармоничного
развития социума в составе Альянса слова уже существуют в тезаурусе
ноосферы и образуют в ней семантическое поле проявленных и скрытых
мыслеобразов=инноваций, постичь и развить которые сможем в меру собственной
способности к коэволюции со Вселенной. Социотехносфера как континуум живого
текста содержит в себе множество семиотических единиц, которые могут в особых
условиях, которые мы называем инновационным процессом, быть развиты в семантические
производные фразы (продукты реакции), имеющие квантово-волновую природу и
образующие собственные кластерные множества.
В качестве семиотических единиц языка инноваций мы
рассматриваем идеалы=потребности и функции=преобразования; к семантическим производным относятся
противоречия, проблемы, прогнотипы и цели.
Потребности в
гипотетической модели языка инноваций играют роль элементарных уровней\частиц
сродни элементам таблицы Д.И.Менделеева: открытие новых идеалов=потребностей
стимулирует комбинаторный рост нетривиальных проблем, вызывающих спрос на
средства их удовлетворения, т.е. открывает поле ("ниши") для новых
технологий.
Прогнотип – это
результат разрешения проблем и выступает связующим звеном в продвижении от
идеалов к прогнозно обоснованным целям социальных групп. Прогнотип есть
концептуальный образ нетривиальной цели, достижение которой способно разрешить
противоречие между взаимоисключающими идеалами\ценностями двух страт,
заинтересованных в использовании технологии третьей страты. В результате совместного
проектирования прогнотипа, ни один из участников триады не будет вынужден
жертвовать своими идеалами\ценностями, тем самым технология раскрывает в себе
потенциал инструмента для достижения духовно-этического согласия, толерантности
в обществе.
На смену расхожему "no problems" (нет проблем)
как традиционному мифу благополучия приходит "problems wanted" (разыскиваются
проблемы). Угрюмое наследие тоталитарной поры – "нечего думать, работать
надо", - сменяется нарастающим спросом на концептологов, прогноз-проектантов
и иных менеджеров инноваций, в функции которых входит прежде всего определение
миссии социальной группы (например, организации), ее позиционирование в сложном
сплетении социально-экономических проблем ("дереве проблем") общества.
Уже сегодня мы
наблюдаем, что положение разработчика на рынке определяется во многом тем,
насколько корректно и какие именно потребности клиента он обслуживает. Узость
ниш неудовлетворенных пока потребностей вынуждает идти на сближение с клиентом,
вникать в природу и динамику его идеалов и ценностей, вплоть до включения
самого клиента в самые ранние стадии постановки проектных задач. Все большее
число не-проектировщиков оказывается вовлеченным в формирование образа будущей
среды обитания, все более личностно интимный характер обретает технологическое
развитие. Усиливается внимание не столько к очевидным и сиюминутным проблемам,
сколько к неявным и скрытым туманом будущего проблемам общества.
Проектирование
приобретает значение практической философии, вырабатывающей и поверяющей новые
аксиологемы общества. Развитие духовно-нравственной культуры общества
стимулирует развитие его социотехносферы, возникают новые и новые свободные от
конкуренции ниши и соответствующие сферы инновационной деятельности общества,
которая приобретает тотальный характер и увенчивается глобальным альянсом
цивилизаций.
Литература:
Герасимова И.А. О возможности логического моделирования художественных процессов..// Математика и искусство. Труды международной конференции. -–М.: 1997. - с. 59-61. |
Долинский В.А. Ассоциативная модель языка.// Математика и искусство. Труды международной конференции. -–М.: 1997. - с. 188-193. |
Лем Сидней М. Очерк стратификационной грамматики. Пер. с англ. - Минск,"Вышэйшая школа", 1977. 136 с. |
Лем Станислав. Сумма технологии. ("Итог искусствознания"), Собр.соч., т.13, - М.: "Текст", 1996. |
Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д.Хомской. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998 |
Раушенбах Б.В. Математика и искусство..// Математика и искусство. Труды международной конференции. -–М.: 1997. - с. 32-35. |
Сайфуллин Н.Ф. К культу инноваций// Дистанционное образование, №5, 2000, с. 48-58. |
[1] Сайфуллин Н.Ф. К культу инноваций// Дистанционное образование, №5, 2000, с. 48-58
[2] Понятие "космос" по-гречески означает порядок, стройность, устроенность. В нашем контексте понимается испытующая по отношению к Социуму роль Космоса, стремящегося к сохранению устойчивости.
[3] Здесь и далее применяется широкое толкование технологии по С.Лему как "обусловленный состоянием знаний и общественной эффективностью способ достижения целей, поставленных обществом, в том числе и таких, которые никто, приступая к делу, не имел в виду"
[4] Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д.Хомской. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998.