ЯЗЫК ИННОВАЦИЙ: НА ПУТИ К ГЛОБАЛЬНОМУ АЛЬЯНСУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Сайфуллин Н.Ф., РОО "Прогноз-парк", Москва

www.a-z.ru/assoc/ppark                       ppark@copris.com

 

Есть основания полагать, что постсовременная цивилизация будет по существу инновационной. Такой вывод открывается в поиске альтернативных стратегий, отступающем от традиции изучения социальных процессов изнутри самого же общества и приводящем (из принципа экономии мышления) к "подъему планки" воззрения до метауровня.

В согласии с парадигмой глобального эволюционизма, мы развиваем коэволюционную модель триады "Человек – Социум – Вселенная" и обращаемся к широкому толкованию понятия "альянс"[1]. Тем самым становится возможным понимание инновационных процессов как ключевого фактора устойчивого развития социотехносферы, рассматриваемой как открытая нелинейная диссипативная среда, само существование которой обусловлено балансом между самоорганизующейся деятельностью Социума и дезорганизующей (диссипативной) активностью Космоса[2]. При этом в качестве аксиом принимаются космическая природа информации и аккумулирование знаниевых ресурсов триады в Ноосфере.

Глобальный антропо-социо-космический Альянс поддерживается всепронизывающим информационно-энерго-материальным (инвестиционным) обменом. Способность Человека порождать инновации как качественно новые знания о способах разрешения нетривиальных проблем оплачивается ему Социумом соответствующими инвестициями. В то же время, развитие Социумом собственной инновационной деятельности и воплощение ее результатов в технологиях[3] ("прогресс") вознаграждается ему со стороны Вселенной соответствующей отсрочкой энтропийной смерти (притоком негэнтропии). Отсюда вывод: жизнь на Земле возможна постольку, поскольку добросовестно Социум отрабатывает свою миссию по информационному пополнению Ноосферы результатами собственной инновационной деятельности.

Переход к инновационной цивилизации не будет плавным номинально-линейным процессом, а явится качественным прорывом, связанным с преодолением социумом гнета расщепляющего сознание антропоцентризма и вавилонского смешения языков как следствия. Развивая ассоциативный ряд познавательных доминант, присущих общественным формациям (Раушенбах Б.В., 1997), мы делаем заключение: поскольку в первобытном обществе таковой доминантой было "мы", в феодальном – "я", с переходом к капиталистической формации – "они", то в инновационной цивилизации с неизбежностью необходим переход на новый виток гносеологической спирали, когда социальное сознание будет ориентировано на "мы", но уже с почтительным акцентом на вселенский разум как "Вы".

Новая установка социального сознания "во внутрь" образует тот тип познавательной ситуации, в которой социотехносфера предстает как живой мир "символов внутренней природы" (Герасимова, 1997) в виде инноваций. Через инновации мир узнает о своих возможностях и хотениях на многие годы вперед, обретает новую веру в себя и уточняет императивы развития. Мир обретает новый импульс гармонии и целостности, объединяющий людей в вере в управляемое Будущее. В человеке инновационного общества открывается деперсонализированное космическое сознание, расширяющее границы личности до уровня Вселенной, проявляется стремление к самопостижению и самовыражению на всех уровнях Альянса как творца, способного взять ответственность за себя и за будущее Альянса.

Тем самым, самосохранение социума связывается нами с обретением им новых смыслов, раскрывающихся в образе инноваций. В меру обретения социумом нового смысла – смысла вселенского сосуществования, смысла коэволюции цивилизаций, - и становится возможной выработка объединяющего языка, поскольку "язык – это организм плюс его смысл" (Долинский, 1997).

Скачок от чувственного к рациональному восприятию требует поиска слова[4]. Предлагаемая нами гипотеза заключается в следующем. Значимые для гармоничного развития социума в составе Альянса слова уже существуют в тезаурусе ноосферы и образуют в ней семантическое поле проявленных и скрытых мыслеобразов=инноваций, постичь и развить которые сможем в меру собственной способности к коэволюции со Вселенной. Социотехносфера как континуум живого текста содержит в себе множество семиотических единиц, которые могут в особых условиях, которые мы называем инновационным процессом, быть развиты в семантические производные фразы (продукты реакции), имеющие квантово-волновую природу и образующие собственные кластерные множества.

В качестве семиотических единиц языка инноваций мы рассматриваем идеалы=потребности и функции=преобразования; к семантическим производным относятся противоречия, проблемы, прогнотипы и цели.

Потребности в гипотетической модели языка инноваций играют роль элементарных уровней\частиц сродни элементам таблицы Д.И.Менделеева: открытие новых идеалов=потребностей стимулирует комбинаторный рост нетривиальных проблем, вызывающих спрос на средства их удовлетворения, т.е. открывает поле ("ниши") для новых технологий.

Прогнотип – это результат разрешения проблем и выступает связующим звеном в продвижении от идеалов к прогнозно обоснованным целям социальных групп. Прогнотип есть концептуальный образ нетривиальной цели, достижение которой способно разрешить противоречие между взаимоисключающими идеалами\ценностями двух страт, заинтересованных в использовании технологии третьей страты. В результате совместного проектирования прогнотипа, ни один из участников триады не будет вынужден жертвовать своими идеалами\ценностями, тем самым технология раскрывает в себе потенциал инструмента для достижения духовно-этического согласия, толерантности в обществе.

На смену расхожему "no problems" (нет проблем) как традиционному мифу благополучия приходит "problems wanted" (разыскиваются проблемы). Угрюмое наследие тоталитарной поры – "нечего думать, работать надо", - сменяется нарастающим спросом на концептологов, прогноз-проектантов и иных менеджеров инноваций, в функции которых входит прежде всего определение миссии социальной группы (например, организации), ее позиционирование в сложном сплетении социально-экономических проблем ("дереве проблем") общества.

Уже сегодня мы наблюдаем, что положение разработчика на рынке определяется во многом тем, насколько корректно и какие именно потребности клиента он обслуживает. Узость ниш неудовлетворенных пока потребностей вынуждает идти на сближение с клиентом, вникать в природу и динамику его идеалов и ценностей, вплоть до включения самого клиента в самые ранние стадии постановки проектных задач. Все большее число не-проектировщиков оказывается вовлеченным в формирование образа будущей среды обитания, все более личностно интимный характер обретает технологическое развитие. Усиливается внимание не столько к очевидным и сиюминутным проблемам, сколько к неявным и скрытым туманом будущего проблемам общества.

Проектирование приобретает значение практической философии, вырабатывающей и поверяющей новые аксиологемы общества. Развитие духовно-нравственной культуры общества стимулирует развитие его социотехносферы, возникают новые и новые свободные от конкуренции ниши и соответствующие сферы инновационной деятельности общества, которая приобретает тотальный характер и увенчивается глобальным альянсом цивилизаций.

 

Литература:

Герасимова И.А. О возможности логического моделирования художественных процессов..// Математика и искусство. Труды международной конференции. -–М.: 1997. - с. 59-61.

Долинский В.А. Ассоциативная модель языка.// Математика и искусство. Труды международной конференции. -–М.: 1997. - с. 188-193.

Лем Сидней М. Очерк стратификационной грамматики. Пер. с англ. - Минск,"Вышэйшая школа", 1977. 136 с.

Лем Станислав. Сумма технологии. ("Итог искусствознания"), Собр.соч., т.13, - М.: "Текст", 1996.

Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д.Хомской. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998

Раушенбах Б.В. Математика и искусство..// Математика и искусство. Труды международной конференции. -–М.: 1997. - с. 32-35.

Сайфуллин Н.Ф. К культу инноваций// Дистанционное образование, №5, 2000, с. 48-58.

 

 



[1] Сайфуллин Н.Ф. К культу инноваций// Дистанционное образование, №5, 2000, с. 48-58

[2] Понятие "космос" по-гречески означает порядок, стройность, устроенность. В нашем контексте понимается испытующая по отношению к Социуму роль Космоса, стремящегося к сохранению устойчивости.

[3] Здесь и далее применяется широкое толкование технологии по С.Лему как "обусловленный состоянием знаний и общественной эффективностью способ достижения целей, поставленных обществом, в том числе и таких, которые никто, приступая к делу, не имел в виду"

[4] Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д.Хомской. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998.

Используются технологии uCoz