ИННОВАЦИИ: переосмыслениЕ и
проектирование
в условиях альянсов
Сайфуллин Н.Ф. (Москва)
Россия способна выйти на рубежи инновационного подъема на основе
политики решений, согласованных с грядущими из Будущего социально-культурными
проблемами общества.
В начале 2004 года Президент России сменил правительство как не
справившееся с разработкой и осуществлением амбициозных планов. В этой связи
уместно вспомнить теорию международной конкуренции Майкла Портера, согласно
которой главной ролью правительства рассматривается создание стимулов и
постановка задач более сложных, чем это в состоянии сделать сам рынок.
Для российских реалий буквально это означает потребность выхода на
нетрадиционные решения, основанные на культуре самоорганизации. И правительство
в таковой культуре обретает роль системного интегратора, способствующего
осуществлению в стране свободы импровизации, основанной на альянсах как стратегических
партнерствах в сфере инноваций.
Сегодня нет более уместного для страны девиза,
нежели: "обгонять – не догоняя". Вместо того, чтобы втягиваться в
изнурительную и к тому же бессмысленную гонку вслед за т.н. мировыми лидерами,
у России есть серьезные шансы занять уникальные социокультурные позиции в мире.
Начало этому качественному обновлению положено уже тем фактом, что в качестве
приоритетной в коренной реструктуризации стратегии была выявлена отрасль
энергетики - самой эффективной для нашей страны в интересах освоения и развития
перспективных ниш развивающегося спроса на мировом рынке со всеми достоинствами
использования преимуществ несырьевого экспорта.
На
этом примере видно, насколько стратегическое значение в мировом конкурентном
поле имеет способность его участников к созданию и опережающему освоению
уникальных рыночных ниш. "Российская наука и техника по-прежнему сильны,
но для того, чтобы превратить их в товар, нужны инновационные менеджеры",
- это строки прессы начала нового века. Буквально это означает, что вписывать
изобретения и разработки в рыночный контекст должны не ученые или чиновники и,
тем более, не покупатели или инвесторы, а совершенно особые люди, - это у нас
поняли совсем недавно. На Западе их именуют "менеджеры инноваций" –
тип специалистов, связывающих между собой ученых-разработчиков, производителей
и инвесторов в единую цепочку; для России же более уместно коренящееся в
глубине традиции звание "розмыслов инноваций" .
В
условиях утраченных позиций и ограниченных ресурсов, с учетом последствий
развала централизованной системы НИИ-науки и неспешного развертывания
корпоративной науки, придется начать с "переклички" "розмыслов
инноваций". Найдя - оперативно и рачительно вдохновить и оснастить на
решение качественно новых задач, адекватных выявленным правительством
амбициозным целям.
На
фоне сохраняющегося избытка невостребованных по базовым специальностям кадров,
"утечки мозгов" с неспешащими на призыв: "Russians, back home!"
соотечественниками-интеллектуалами, вместе с тем не прекращаются со стороны
некоторых ученых и специалистов поиски и стремления создать собственный или
участвовать в чьем-то перспективном наукоемком бизнесе. Для этого требуются
специальные навыки, необычная комфортная предпринимательская среда и иные
условия, которые у мировых конкурентов невозможны к заимствованию хотя бы
потому, что современный российский контекст существенно отличается от всех
доселе известных. Известные попытки компиляции рецептов зарубежных научных и
технологических парков, иных типов инкубаторов бизнеса оказались либо
провальными, либо эффективными разве что только в области отдельных
компьютерных технологий.
Одной
из существенных причин сохраняющейся невнятности позиций страны в наукоемких
технологиях (не обольщаться пресловутой "оборонкой") является и то,
что до сих пор у нас нет системы превентивного решения социально-экономических
проблем регионов. И ее долго не будет до тех пор, пока, в частности, не будет культуры проблематизации, не выработана
практика преодоления традиционной разобщенности науки, бизнеса и власти. Каждый
из участников этой триады пока врозь пытается решать свои проблемы. Так, вузы
работают на поток выдачи "безадресных неприкаянных специалистов" (по
инерции держась за абстракцию "отрасль"), инвесторы – ведут
спонтанный поиск новых проектов как ключей к нишам, свободным от конкуренции,
власти – не способны завлечь тех и других сообща для решения региональных
социально-экономических проблем. Редкие примеры спонтанных попарных партнерств
общей картины не меняют и обречены на прозябание вне практики полноценных
триад.
Все это - симптомы общего "дефицита внятности". Без внятности
нет условий ни для здоровых амбиций, ни для взаимных гарантий. Здоровые амбиции
присущи обществу, люди в котором не живут в состоянии "раздрая в
душах", где не кичатся своей "конкретной успешностью", а
воспринимают, потому и строят жизнь как служение себе подобным.
А корни сложившейся ситуации кроятся в том, что в стране все еще сильны
традиции тотального чурания проблем. Само это слово слывет ошельмованным,
выступая слепым подражанием американизму с его убаюкивающим "No problems". Нельзя игнорировать и присущий современности
синдром обнищания духа менеджмента, который изначально и по определению
зиждется на тотальном управлении всем и вся через экспансию мифа о постыдности,
брезгливости к проблемам.
Ситуация явно парадоксальна: при том, что смысл жизни и заключается в
решении проблем, при декларируемой воле к достойной жизни, - все силы
прилагаются ради уклонения от решения проблем, а в сложных вопросах надеемся на
готовые рецепты, "контрольные ответы в конце задачника".
Включившись в подобную "социальную паталогоанатомию",
неизбежен и следующий неутешительный диагноз: "мир поднебесный" болен
когнито- (от слова "познаю"), ксено- (от "чужой") и
проблемофобией, которые увенчиваются в итоге тотальной футурофобией - "страхом перед будущим" (от
англ. future – будущее). Ценой тому обнаруживаются: в политике – разгул двойных
стандартов, в бизнесе – синдром «гонки за лидером» («импортозамещение»), в
образовании – невнятность с «ноосферным образованием», в экономике – апология
высоких технологий и т.п. И всюду – маета с неумением хотеть и ускользающей
толерантностью.
В сознании масс футурофобия проявляется в повальной установке: «как бы
что-нибудь изменить, ничего не меняя». Потерей вожделенной прибыли оборачивается
и неготовность к конструктивному партнерству в обществе через отмеченные выше
триады «наука – бизнес – власть».
Вместо "лечения" адекватно своему
реальному состоянию (для чего и необходимы т.н. технологии социокультурного
диагностирования и прогнозирования), обществу приходится либо "прятать
голову в песок", либо вливаться в ряды антиглобалистов, либо уповать на
алармизм как иллюзию спасения и т.п. Стоит ли в такой ситуации удивляться, что,
очарованные иллюзиями на успех подражания "лидерам", и само слово
"инновация" в нашей стране рискует стать не более чем хлестким
ярлыком в маркетинговых спекуляциях и в погоне за вожделенными инвестициями. Не
втягиваясь в дискуссию о технико-экономических аспектах инноваций, лишь
упомянем, что понятия инноваций и инвестиций взаимосвязаны по существу.
Перспективу сулит новое понимание инвестиций как системы материальных,
энергетических и информационных ресурсов, необходимых и достаточных для
разработки и ассимиляции обществом инноваций.
Сейчас важнее сосредоточить внимание на социально-мировоззренческом
значении реабилитации исконного смысла инноваций. А состоит он в том, что
инновации служат превентивному решению проблем, надвигающихся из Будущего. Эта
разновидность изобретений тем и сильна, что пронизывает все слои
"пирамиды потребностей", что сулит открытие обществу новых смыслов жизни.
Инновации - это не столько плод научно-организационных решений, сколько
проявление креативного потенциала нации в ее конструктивной толерантности.
Обнищание культуры
проблематизации чревато вытеснением инноваций их антиподом - диверсиями
разной тяжести, что неизбежно оборачивается потерей критической целостности
общества, ущербом гармонии его социокультурной среды, ростом иждивенческих
настроений, вытеснением с мировых рынков и прочими упущенными шансами.
"Свято место пусто не бывает", потому, игнорируя важность первого,
невольно возникает попустительство экспансии второго.
Исследования тонкой морфологии проблем
показывают, что именно в проблемах
раскрываются самые сокровенные идеалы,
ценности и хотения Человека (обобщенно называемые мотивами). Проблема возникает в ситуации противоречивой
неопределенности, когда есть только мотив (к тому же не всегда осознаваемый его
носителем), но непонятно: каков результат, каковы ресурсы, каковы способы и др.
деятельности. Сплошь и рядом наша жизнь соткана из гирлянд многообразных
проблем, такая жизнь - и есть норма; другое дело, что признание ее таковой
требует от человека ответственного и уважительного к себе отношения. И стоит ли
в нищете культуры проблематизации удивляться разгулу цинизма, «разговорам
ни-о-чём», дефициту диалоговости и толерантности, ханжеству, граничащему с
хамством и экстремизмом, за которым скрывается, по сути ,– страх перед самой
Жизнью. И это в то время, когда, по самым мажорным оценкам, численность
интеллигенции в России едва превышает десяток тысяч человек[1].
Неизбежный из вышесказанного вывод сводится к
актуальной необходимости нового культа - культа инноваций. Но для этого
подходит лишь исключительно новая культурная среда - среда мифотворчества и
манифестации эмоционально-интуитивной культуры. Только эта основа сулит стране
выход на инновационный путь как источник качественно Иного во всем его
многообразии. А тотальная проблематизация и есть основная проблема нашего
времени.
В конструктивном плане, сегодня актуальны действия, направленные на:
-
поддержку
общественных форм проектной проблематизации и инновационной деятельности;
-
опережающее
развитие философско-методологической базы инновационной деятельности и
проектного прогнозирования (футуродизайна) ниш, свободных от конкуренции,
-
вывод
потаенного креативного потенциала представителей науки, культуры и искусства в
русло венчурного прдпринимательства,
-
поиск
и апробацию научно-популярных программ, способствующих расширению эмоционально-интуитивного
сознания,
-
формирование
навыков творческого партнерства в триаде "наука-бизнес-власть";
-
освоение
технологий поиска и проектирования стратегических партнерств (альянсов), развивая
эти навыки уже в автономном режиме через интернет-среду.
May 25, 2004