К культу инноваций

Сайфуллин Н.Ф., Клуб содействия интеллектуальной интеграции "ПРОГНОЗ-ПАРК"

ppark@copris.com                       www.a-z.ru/assoc/ppark

 

Вместо предисловия

"Неужели дожили", - эта мысль не покидает интеллектуалов страны, чьи ряды оказались на поверку изрядно поредевшими за лихие постперестроечные годы. "Бальзамом на душу" для всех нас разносятся предвестия экономического бума и утверждения типа "теперь Россия может позволить себе начать думать о будущем".

Готовы ли мы сами к предвещаемому прорыву, сильны ли мы духом и умением настолько, чтобы претендовать на завоевание самостоятельных позиций на раскрученном и без нас мировом рынке наукоемкой продукции?! На рынке, который по определению быть немировым не может.

Да, "рыночная ниша" - желанный источник процветания. Но без трезвой оценки, инвентаризации собственных инновационных ресурсов однозначные амбиции здесь неуместны. Именно на этом этапе особо важно определиться для себя: идем ли мы на прорыв в расчете "впарить" рынку "конверсионные и двойного назначения разработки" далеко не первой концептуальной свежести, либо имеем еще силы для создания собственных ниш уникального предложения, а значит - доселе неведомых мировому рынку. В условиях ужесточения конкуренции, особенно острой в Hi-Tech сфере, задача прогнозирования новых незанятых ниш становится фактором первостепенной важности. Поскольку все места на этом рынке заняты, значит надо самим искать и создавать собственные ниши через проектирование новых потребностей и "внедрение" их в основы социо-экономической культуры формируемого общества.

Это – кропотливый и не дающий скорой отдачи процесс, известный в мире как патиентная стратегия. Но мы и так уже потеряли лет на двадцать своих шансов, чтобы угрюмо влачиться  по принципу "нечего думать, работать надо". Патиентная стратегия – это прежде всего бизнес-концепция, базирующаяся на прогнозировании "скрытых туманом будущего" перспективных потребностей и развертывании комплекса до-НИОКРовских программ по формированию соответствующих новаций. Сейчас главное – утверждение универсальной ценности, культа инноваций как таковых и независимо от их отраслевой принадлежности. Главное - новые парадигмы и концепции, пригодные в качестве вдохновляющих на прорыв прецеденты, аван-проекты на уровне промышленных образцов и технологических регламентов.

Опасность переоценки собственных возможностей страны кроется и в том, что успех завоевания рынка как бы по умолчанию связывается с амбициями крупных предприятий с традиционными для советских времен преимуществами (оборонка, авиакосмическая отрасль, крупное машиностроение и т.п.)

"Перегнать – не догоняя": вместо того, чтобы втягиваться в изнурительную гонку вслед за мировыми лидерами, идти на перехват, "вычислив" перспективные зоны потребительских предпочтений и организовать (мобилизовать) собственные ресурсы именно на опережающий выход в эти "зоны". По природе своей мобильности и предприимчивости именно малый и средний бизнес предрасположен к такому прорыву в большей степени, способен выступать разведчиком "точек роста". Динамика экономического статуса страны неразрывно связана во многом с конкурентоспособностью малого и среднего бизнеса, и не столько его способностью к "импортозамещению", сколько к "экспортопригодности".

На какие и как организованные интеллектуальные ресурсы мы можем рассчитывать в этом плане? Традиционно разрозненных изобретателей-одиночек, чье самолюбие пока тешат лишь спорадические "трансферы" за ломаный грош или скудные ссылки в западной прессе? Так и не сумев стать менеджерами своих инноваций, способны ли мы – изобретатели и разработчики новых технологий, - рассчитывать на то, что "не пропадет наш скорбный труд", что объединимся в альтернативной (крупному производству) инновационной индустрии и убедимся на своем же примере, что умными быть выгодно? Поверит ли себя ушедшая в бизнес когорта из цвета советской науки и производства или смирилась она со своей сникерс-памперсной участью настолько, что не рискнет вернуться в науку (уже со своим нешуточной силы бизнес-опытом) и не реализует свои лучшие амбиции в становлении интеллектуального бизнеса своей страны.

И можно ли рассчитывать на успех, не прибегая в самой организации прорыва к нетривиальным управленческим решениям? Тщетно обольщаться тем, что одними чиновничьими мерами может быть не только развернут, но и организован альянс в когорте инноваторов страны. Подобная "всеобщая мобилизация" станет возможной лишь среди психологически раскрепощенных и инструментально-методологически продвинутых к малому и среднему предпринимательству в сфере наукоемких технологий людей.

В этом отношении несомненна с точки зрения рыночных преимуществ ценность инновационной деятельности как рода бизнеса не может заслонять и, тем более, допускать ложно-скромного замалчивания ("дискредитации замалчиванием") важной миссии инноваций в общечеловеческом смысле – миссии обеспечения устойчивого развития самого общества.

 

Научно-предпринимательский Клуб содействия интеллектуальной интеграции "Прогноз-парк" (ППарк) готов предоставить серию публикаций, которые отражают как философско-методологические подходы к постижению феномена инновационной деятельности, так и методические вопросы предпроектного прогнозирования, информационно-технологического обеспечения при поиске и реализации нетривиальных решений. Также могут быть представлены некоторые механизмы доконкурентного организационно-финансового взаимодействия участников венчурных проектов, капитализации интеллектуальной собственности на стадии акционирования start-up компаний и обеспечения их ликвидности.

ППарк содействует поиску ниш там, где остаются или предвидятся неразрешимые традиционными средствами \ технологиями социально-экономические проблемы. Свою задачу мы видим в том, чтобы содействовать интеллектуальной интеграции в области диагностирования и прогнозирования таковых проблем и соорганизовать на этих направлениях инновационный  потенциал своих участников.

 

Понятие инновационной деятельности.

"Мысль способна мечтать о том, чего мечта не способна осмыслить ..."

Николас Сноуден Уайли, 1965

Английское слово "iпnovation" (инновация) широко распространилось в отечественной литературе наравне с его переводом "нововведение", в результате чего они стали по умолчанию восприниматься как синонимы. Образовавшаяся терминологическая двусмысленность под инновацией допускала понимать как рядовое рационализаторское решение (например, состоящее в замене ручной загрузки деталей на механизированную), так и появление персональных компьютеров, открывших путь в эру тотальной информатизации.

В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам[1]. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Новые знания вырабатываются (или нет) при столкновении с непознанным, с нестандартными ситуациями, когда обнаруживаются проблемы невозможности достижения новых идеалов или ценностей на базе накопленного опыта, знаний, наличного инновационного потенциала. Эту область деятельности Социум и выделяет в особую сферу инновационной деятельности.

Отмечается семь основных источников инноваций[2]:

·        Внезапное резкое изменение ситуации: чей-то неожиданный успех или, напротив, неудача, либо какой-то импульс извне, и, как реакция на это - появление инновации.

·        Выявившееся противоречие, несовместимость:

а) между какими-то реалиями жизни,

б) между реальностью и изменившимися ожиданиями людей,

в) между изменившимися ценностями и ожиданиями потребителя (как в его субъективном представлении, так и объективно, в действительности),

г) в ходе, ритме, логике какого-то процесса.

·        Изменившиеся потребности какого-то процесса производства или потребления.

·        Рыночные ниши или изменения в структуре производства.

·        Изменения в структуре народонаселения.

·        Изменения в общественном сознании (мнения, настроения).

·        Новое знание (открытие, изобретение, рационализация), но не само по себе, а именно как импульс для нововведения.

Отсюда видно, что инновации являются универсальной ценностью общества и могут быть как социально-экономические, так и культурно-образовательные, организационно-управленческие, технико-технологические и т.д. По определению в инновационную деятельность вовлечены различные социальные группы (заказчики, непосредственные разработчики, общественность и т.д.), каждая из которых преследует при этом собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями инновации. Преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют учет установок, ценностных ориентаций, морально-этических норм ее участников и развитие их эвристических инновационных способностей, формирование готовности к восприятию и участию в инновациях общества в целом.

Инновационная деятельность проявляется в создании и внедрении тех новшеств, которые порождают значимые изменения в социальной практике, открывают обществу качественно новые возможности. Т.е. операционально нововведение можно определить как такую разновидность управленческого (менеджерского) решения, в результате которого происходит существенное, радикальное изменение того или иного процесса или явления - экономического, технического, политического, социального или любого иного.

Взвешивание последствий инноваций является важнейшей задачей их прогнозного обоснования. При сложных ситуациях, типичных для современной социальной действительности, научно обоснованные решения, как правило, ближе к оптимуму, чем волевые. В первом случае более тщательно исследуются неясные вначале возможные негативные последствия, источники угрозы нововведению и ущербы от их проявления. Сообразно этим результатам вносятся соответствующие изменения в инновационную политику.

В основе современного проектирования всегда лежит стремление добиться большего контроля над процессом выработки решения, особенно на уровне социально-экономических систем. Основное преимущество такого обдумывания проекта "в открытую" заключается в том, что другие люди, например "не-проектировщики", могут следить за процессом и участвовать в нем как партнеры, влиять на судьбу инновации.

Социальный эффект нововведения определяется[3] как мера содействия решению той или иной социальной проблемы либо целого комплекса социальных проблем: чем больше то или иное действие способствует решению определенной социальной проблемы, тем оно эффективнее социально.

Дальнейшее устойчивое развитие общества немыслимо без радикальных изменений самих основ инновационной деятельности, так как:

- с середины ХХ века естественный творческий потенциал людей перестал справляться с нарастающим количеством и качественным усложнением задач;

- угрожающие масштабы потери целостности представления отдельными людьми (учеными, предпринимателями, работниками госучреждений) и их коллективами о мире социо-техническом создают препятствия к включению прогнозирования отрицательных последствий его развития в общественную практику;

- без цельности представления о социотехносфере невозможно решать новый класс несоизмеримо более сложных задач инновационной деятельности, связанных с повышением качества жизни общества;

- возрастающая конкуренция на международном рынке, особенно в сфере наукоемких технологий, требует умения действовать с опережением по поиску и освоению ниш, свободных от конкуренции. Резкий скачок в объеме научных исследований после второй мировой войны привел к уникальной ситуации: впервые объем научных заделов возрос настолько, что намного перекрыл возможности их промышленной реализации. К тому же сама наука вздорожала настолько, что старый принцип "любые исследования полезны" оказался не по карману даже крупнейшим державам мира, вызвав дефицит инвестиционных ресурсов.

В этих условиях управление инновационной деятельностью, основанное в первую очередь на выборе целей и мер, адекватных надвигающимся из будущего проблемам, стало поистине насущно необходимым. Так наша цивилизация впервые по-настоящему столкнулась с чрезвычайно сложной проблемой управления Будущим.

Прогнозирование (в частности, инноваций) является одной из форм конкретизации научного предвидения. Последнее относится к категориям управления, которое конкретизируется в целеполагании, планировании, пред- и постплановом программировании, проектировании и менеджменте. Всегда надо учитывать особенности объектов прогнозирования. Для одних взаимосвязь предвидения и управления близка к нулевой, т.е. никакое управленческое решение здесь не способно видоизменить предсказание. Эта ситуация типична для естественных и технических наук, например, при прогнозе погоды или прочности конструкции. В этих случаях не остается ничего иного, как ограничиться предсказанием результата и попытаться приспособиться к предсказанному состоянию (например, к дождю или грузоподъемности моста). У других прогнозируемых объектов - типичных для общественных наук, - интенсивность взаимосвязи предвидения и управления может быть настолько высокой, что можно повлиять на предсказанное состояние путем действий на основе решений в системе управления. Иными словами, решение как бы перечеркивает предсказание, приводит к "самоосуществлению" или, напротив, к "саморазрушению" прогноза. В прогностике это называют "эффектом Эдипа".

Эффект Эдипа заставляет ориентировать прогноз явлений и процессов, поддающихся управлению (а к ним и относятся в принципе инновации), не на предугадывание будущего, а на повышение уровня объективности и, следовательно, эффективности принимаемого решения. Это достигается двумя различными исследовательскими технологиями, составляющими суть "технологического прогнозирования". Одна сводится к условной экстраполяции в будущее наблюдаемых тенденций развития, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо изучены (поисковый, или эксплораторный прогноз). Результатом является выявление назревающих или даже неизвестных ранее проблем, подлежащих решению средствами управления. Другая нацелена на определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, на достижение определенной цели, некоего оптимума по заранее заданным критериям целеполагания (нормативный прогноз).

Воплощая свой замысел в жизнь, человек демонстрирует тем самым способность предвидеть ход событий. Разве выбор проекта и реализация его во всех деталях в установленный срок не означает по сути того, что будущее управляемо?  При этом диктуемый человеком прогноз сбывается не сам по себе, а благодаря его оперативному вмешательству в "естественный" ход событий. Уже одним этим реальное грядущее нашего времени в корне отличается от призрачных прожектов утопистов и фаталистов, оракулов разных мастей.

Правда, сходство фактического результата с исходным замыслом ощутимо уменьшается по мере усложнения исходной проблемы и плана ее разрешения, вовлечения в реализацию проекта все больших масс людей и иных ресурсов. Особенно сложность предсказания последствий возрастает для крупных социо-технологических новаций, которые известны своей масштабностью и многообразием, что вообще не идут ни в какое сравнение с намерениями и оценками их авторов. "Когда арабы научились дистиллировать алкоголь, - писал Фридрих Энгельс, - им и в голову не приходило, что они этим создали одно из главных орудий, при помощи которого будут истреблены коренные жители тогда еще даже не открытой Америки. А когда Колумб потом открыл эту Америку, то он не знал, что он этим пробудил к новой жизни давно исчезнувший в Европе институт рабства и положил основание торговле неграми".

Реальная потребность общества в инновациях отнюдь не безгранична, далеко не проста и не очевидна. Инновационная деятельность - сложный, обычно затяжной процесс, где вопреки благим пожеланиям авторов инноваций и слепой вере энтузиастов во всепобеждающий технический прогресс решительно действует общественный отбор.

Важнейшую роль в создании инноваций все более обретает способность людей предвидеть будущее, основанная на цельном восприятии окружающего мира. Именно эти качества являются залогом преодоления психологических барьеров и корректного выбора верных решений в безбрежном океане псевдоизобретений и "пустышек". Есть основания полагать, что такие творческие способности могут быть не только выявлены с детства, но и развиты в ходе прогнозной проектной деятельности при корректном  применении эвристических технологий.

 

Гипотетическая модель инновационной  деятельности.

Человек, последним думающий об инновациях,
 будет последним человеком на Земле.

 

К МЕТОДОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Что лежит в основе укоренившегося убеждения в том, что прогрессивное развитие является потребностью общества, его извечной ценностью?

Прежде примем как аксиому, что развитие Социума происходит в единстве и взаимообусловленном взаимодействии в составе триады, включающей надсистему - Вселенную, и подсистему - Человека.

Каждый человек имеет свою "линию жизни", отмечаемую соответствующими вехами, познает и преобразует себя и окружающий мир в постоянном взаимодействии - информационном (И), энергетическом (Э) и материальном (М) (рис. 1). Эти взаимодействия требуют расходования и приводят к изменениям соответствующих информационных, энергетических и материальных ресурсов. Условимся далее обобщенно называть таковые ресурсы "инвестициями".

Можно предположить существование индивидуального ИЭМ-профиля[НФС1]  человека, определяющего изменение его качества жизни (U) в течение всего земного пути. С рождением человек обретает исходное качество жизни (U0). Жизнь человека проявляется в череде вех - преобразований dU инвестиций[НФС2] , в результате которых что-то меняется в этом мире, меняется сам человек и его окружение, меняется облик современности.

Индивидуальные "линии жизни", сливаясь с тысячами и миллионами судеб современников, формирует обобщенный U-портрет эпохи ("качество жизни Социума"). Условимся называть преобразования, способствующие росту качества жизни Социума, полезными функциями (ПФ). К нежелательным эффектам (НЭ) будем относить, напротив, действия, приводящие к его спаду[1].

В заданном контексте Социум будем рассматривать как открытую динамически устойчивую систему, осуществляющую непрерывный информационно-энергетический (инвестиционный) обмен со Вселенной. Этот обмен идет через "полупроницаемую мембрану (границу фазового пространства Социума)", названную В.И.Вернадским ноосферой.

В соответствии с законом сохранения систем, в период своего зарождения и становления Вселенная - как родительская система, - снабдила дочернюю систему – Человечество (Социум) максимумом средств самоуправления (для самосохранения как главной цели) и управления (для сохранения Вселенной как вышестоящей системы, что является таким образом функциональной целью Социума (Человечества) как части Вселенной-матери). Первое проявляется в стремлении к самосохранению Социума самого себя. А в управлении процессами защиты Вселенной от угрозы ее энтропийной смерти проявляется миссия Социума-потомка по отношению к Вселенной-матери.

Данный закон реализуется по стандартным (номинальным) и нестандартным программам. В частности, проектное прогнозирование можно рассматривать как фактор (технологию) выработки и апробации нестандартных программ реагирования общества на нетипичные для его прошлого опыта проблемы.

Для контроля границ устойчивости ("диапазона Альянса") и обеспечения самоорганизации, в рассматриваемой триаде действует опережающее отражение, которое реализуется в виде отрицательной и положительной обратной связи (рис.2).

Вселенной свойственно стремление к изменчивости, к отклонению от устойчивости, необходимому как фактор развития самой Вселенной. Бушующие во Вселенной катаклизмы грозят ей потерей устойчивости {по Ю.А.Крючкову: "В Космосе развиваются одновременно миры положительной эволюции и отрицательной эволюции - антимиры"}.

Извечное противоречие: чем больше "отрицательности" обратной связи, тем устойчивее развитие Вселенной, и чем более она "положительна", тем более оснований для изменчивости в развитии Вселенной. Спорадические сигналы об энтропийных возмущениях, космических катаклизмах и угрозах устойчивости Вселенной поступают на Землю в виде испытаний, проявляющихся в непрерывном множестве различных по природе нестандартных проблем и противоречий (åТП).

Активная роль в обеспечении отрицательной обратной связи (роль стабилизатора) принадлежит при этом Социуму. Социум действует как фактор стабилизации Вселенной, обеспечивая необходимое и достаточное для устойчивого развития качество жизни U.

 

 

В той же триаде Человеку отводится роль регулятора контура положительной обратной связи, действующего на "разогрев" Социума, роль катализатора и реализатора общественного прогресса. Этот "разогрев" достигается, если в Социуме находятся необходимые ресурсы для разрешения потока проблем ТПi.

Отсюда следует, что на Социум возложена миссия по сохранению Вселенной, и одновременно каждый человек должен рассматриваться как надежда Социума на сохранение самое себя, как ценный ресурс и фактор благополучия. Можно говорить о успешности\неуспешности реализации таковых миссий, о действии глобального Альянса, история которого отмечается перемежающимися этапами соблюдения баланса с Космосом и нарушения его (дисбалансе). До тех пор, пока баланс сохраняется, Социум переживает стадию очередной цивилизации и может (в известных пределах) моделироваться как квазитермодинамическая система[НФС3] . Но на кризисных переломных этапах, когда Социум бьется в волнах т.н. бифуркационных складок и впадин - здесь система проявляет явно нелинейное поведение и мучительно ищет (к сожалению, ценой проб и ошибок) свой аттрактор.

История развития Альянса, реализации Социумом свой миссии перед Вселенной позволяет рассматривать фазовое пространство информационно-энергетических состояний, реализованных в истории Человечества различными социо-экономическими духовно-этическими формациями[2], и его актуальных и перспективных целей (векторов развития). В координатах "качество жизни - время" пережитые Социумом состояния ("коридор Жизни") могут быть представлены как фазовая поверхность (ФПКЖ), как комбинированный спектр бифуркационных вспышек (нелинейных участков доминирующего хаоса) и квазилинейных участков (традиционно относимых\характеризуемых как стадия цивилизованного развития) (рис.3). С учетом сказанного понятно, что показатель "качество жизни" получает в нашем контексте информационно-энергетическое значение. Если принять термодинамическую аналогию, то качество жизни Социума можно интерпретировать как меру внутренней энергии всей триады.

Перспективные социальные формации бессмысленно прогнозировать одной лишь линейной экстраполяцией тенденций прошлого в будущее, что следует из нелинейности поведения систем в условиях "поиска прорыва в Будущее". Будущее, если его и можно распознать, то лишь в контурах, и для этого как минимум требуется рассматривать его в ипостасях - Будущее как Желаемое, Будущее как Ожидамое и Будущее как Возможное (рис.3). Последняя относится к наименее разработанному жанру прогнозирования - т.н. альтернативистике.

Применяемый масштаб (глубина) диагностирования и прогнозирования должен позволить увязать ФПКЖ с этносами и внутренними (энергетическими, материальными) и внешними (информационными) ресурсами (инвестициями), на основе которых возможно само развитие Социума. Каждый этнос – это свой темпомир, имеющий собственный "спектр горения".

В заданном контексте принимается аксиома о том, что информация - феномен космической природы и информационные (знаниевые) ресурсы Социума транслируются и аккумулируются непосредственно через и в Ноосфере. Взаимодействие Социума со Вселенной как любое другое характеризуется пространством, временем, движением и отражением. Последнее проявляется в целесообразной активности Социума по управлению своим вкладом в информационную "копилку" Вселенского разума - Ноосферу. Каждая последующая стадия жизни Социума избирательно отражает предыдущую, т.е. запечатлевает и сохраняет в своей структуре и своих действиях следы воздействия предыдущих поколений, накапливает и умножает их. По мере накопления опыта по сохранению состояния устойчивости – Опыта Альянса, -происходит рост качественного разнообразия информации, совершенствуется способность Вселенной к избирательному отражению. Этот Опыт и хранится в Ноосфере в виде Тезауруса. Т.о. Ноосфера является объектом необходимой целенаправленной деятельности Человека и Социума, которая детерминирует преобразование структурной информации неживой природы - Космоса.

Общим свойством Социума является его самоорганизация (жизнь как "саморазвивающееся произведение"), что в нашем контексте означает[3]:

1) Социум - система открытая, существует в условиях постоянного потока\обмена инвестициями,

2) образующиеся в Социуме этносы не зависят от того, из какого начального состояния Социум начинал свое развитие (аттракторы развития как объективно обусловленные состояния),

3) стягивание к аттрактору (когерентизация системы, ""затягивание частот" по Н.Винеру) приводит к тому, что, под действием внутренних связей\сил Социума среди множества возможных состояний происходит селектирование\выбор лишь избранных (т.н. цивилизаций), на поддержание которых тратятся преимущественно все внешние (Вселенной) инвестиции, отводимые Социуму,

4) переход к новой, качественно новой фазе развития Социума происходит через хаотическое состояние системы (триады).

Для дальнейшего рассмотрения важно обратиться к феномену, названному Л.Н. Гумилевым пассионарностью индивидов. В нашем контексте пассионарность понимается как врожденное бескорыстное стремление человека к повышению качества жизни Социума, его способность к самопожертвованию вопреки инстинкту личного и видового самосохранения, как "невозможность не творить". Эта передаваемая от поколения к поколению традиция довольно чувствительна и зависима от внешних социальных условий, в частности, утрачивается при сопротивлении общественной среды.

Именно в способности обеспечить устойчивость триады проявляется уровень пассионарности всего Социума и здесь проходят "испытания на стойкость" его пассионарии. Этим испытанием для пассионариев и становится разрешение нетривиальных проблем, значимых для сохранения и роста качества жизни Социума. Тем самым, каждый Человек должен рассматриваться как фактор сохранения устойчивости Социума, как его ценный ресурс, надежда и агент благополучия. Чем выше инновационный потенциал Социума, чем более оказывается им инвестиционная поддержка пассионариям - тем больше шансов на сохранение самого Социума и его устойчивого равновесия с Космосом в целом.

 Социум (в меру своей способности) действует как регулятор устойчивости и стремится найти\выдвинуть своих пассионариев, способных "взвалить" на себя решение нестандартных проблем. Изобретения, возникшие как результат решения данных проблем\противоречий, станут или не станут ассимилированы Социум в меру того, будут ли или не будут они поддержаны соответствующими инвестициями. Ассимилированные Социумом такие изобретения будем называть инновациями.

Результатом принципиального разрешения частных нетривиальных проблем при этом ожидаются новый опыт, качественно (парадигмально) новые знания, которые назовем "прогнотипы" (рис.4). Цель прогноз-проекта - поиск аттракторов и изобретение соответствующих им способов качественных переходов, что и есть суть создания прогнотипов.

Потребность в создании прогнотипа возникает в Социуме при невозможности разрешения на основе наличного опыта преобразований КЭ противоречия между ценностными ориентирами и идеалами различных членов общества. Одни из них (из некоторой страты b) опираются на преобразование КЭ (допустим, ранее освоенное\ассимилированное стратой a) ради достижения своих идеалов ПФ, но при этом же другие (из страты g) стремятся к нивелированию КЭ, поскольку это ущемляет их интересы НЭ. Т.е. к одному и тому же преобразованию предъявляются взаимоисключающие требования: в рамках существующей конъюнктуры: преобразование КЭ "быть должно и быть его не должно" одновременно. То, что является потенциальной инновацией для одних, другими воспринимается как диверсия, и наоборот (дилема "скальпеля врачующего и разящего"). И надо понимать, что каждый из них по своему прав, поскольку исходит при этом из своих имеющих право на существование систем ценностей и идеалов, и то, что он отстаивает как "добро", - оппонентами трактуется как "зло" не потому, что они плохи, а потому, что они - "другие", также дорожащие своими ценностями и идеалами.

Подобный конфликт интересов традиционно стремятся\пытаются разрешить путем компромиссов, и чаще - методом проб и ошибок, - все же находят некое примиряющее состояние КЭ. При этом стремятся найти общепримиряющее "диагональное" решение (на рис.4 разворотом на 45о), сулящее искомый "порядок" (иначе – "хаос", и третьего не дано). Но это – потеря времени и инвестиций, мера временная и не способная в принципе искоренить латентной угрозы ключевого противоречия. И только когда будет создан прогнотип - качественно новое решение проблемы, неущемляющее интересы конфликтующих сторон изобретение, лежащее в зоне новых парадигм и эвристик, - происходит инновационный прорыв и общество обретает столь важное для него знание о способе разрешения очередного типа проблем.

Отсюда МЕТОД:

-         Диагностирование и прогнозирование проблем - индикаторов аттракторов

-         Выявление перспективных аттракторов в зонах сосредоточения проблем

-         Выявление потенциальных пассионариев - разработчиков прогнотипов и соответствующих им инноваций

-         Разработка (проектное прогнозирование) прогнотипов.

Средства: синергетика как синтез теории диссипативных структур, теории динамической стохастичности и теории катастроф, теория противоречий, проблемный анализ, системное проектирование, сценарные модели и т.п.

В случае соответствующей инвестиционной поддержки со стороны Социума, прогнотип доводится  (например, средствами проектного прогнозирования) до уровня изобретения высокого ранга (см. по Альтшуллеру Г.С.). Активная ассимиляция такого изобретения Социумом (процесс, вульгарно известный прежде как "внедрение") характеризуется как успешно проводимая инновационная деятельность.

Новое знание, приобретенное Социумом в результате описанного цикла "проблема à аттрактор à прогнотип à изобретение à инновация", пополняет Ноосферу и триада обретает импульс к возврату в искомое состояние динамической устойчивости.

Сущность глобального Альянса Триады состоит в обеспечении баланса инвестиционного обмена (рис.5). Способность Человека порождать качественно новые знания - прогнотипы Pt - оплачивается ему Социумом соответствующими инвестициями, а развитие Социумом собственной инновационной деятельности ("прогресс") "вознаграждается" ему со стороны Вселенной отсрочкой энтропийной смерти (притоком негэнтропии).

Жизнь на Земле возможна постольку, поскольку "добросовестно" Социум отрабатывает свою миссию по информационному пополнению Ноосферы в результате собственной инновационной деятельности.[4]

До тех пор, пока Альянс сохраняется, Социум получает шанс выхода на стадию очередной цивилизации (участки Ci-1, Ci, Ci+1 и т.д. на рис. 3) и может (в известных пределах) моделироваться как квазитермодинамическая система. Но на кризисных переломных этапах, когда Социум не в силах преодолеть проблемы и противоречия, бьется в волнах т.н. бифуркационных складок и впадин (участки Bi-1, Bi, Bi+1, и т.д.), - здесь триада проявляет явно нелинейное поведение и мучительно ищет выход на новый аттрактор, новое состояние устойчивости - следующую цивилизацию Cj. Если в момент "Сегодня" (at Time) шанс не будет упущен и Социум мобилизует собственный инновационный потенциал - возможен переход в состояние прогрессирующей цивилизации Ci+1. В противном случае - спад качества жизни неизбежен и будет длиться до новых катаклизмов с новым поиском прорыва из кризиса. В описанной модели отражается альтернативность Будущего и необходимость восприятия и проектирования Будущего исходя из трех его сущностных оценок - Будущего как Желаемого, Ожидаемого и Возможного.

С учетом сказанного теперь становится понятным, почему показатель "качество жизни" имеет информационно-энергетическое содержание. Если принять термодинамическую аналогию, то качество жизни можно интерпретировать как меру внутренней энергии всей триады "Вселенная-Социум-Человек".

 

ФЕНОМЕН ОТРАЖАЮЩЕГО ПОЗНАНИЯ

Итак, сохранение баланса во Вселенной требует от дочерней и внучатой систем - Человечества и Индивида - постоянного обновления знаний. Новые знания вырабатываются (или нет) при столкновении с непознанным, с нестандартными ситуациями, когда обнаруживаются проблемы невозможности достижения новых идеалов\ценностей на базе наличного инновационного потенциала. Эту область деятельности Социум выделяет в особую сферу инновационной деятельности.

Социум может вырабатывать нестандартные программы своего поведения лишь через практику создания прогнотипов преобразований, они требуются из стремления к сохранению динамической устойчивости всей Триады.

Развитие качественного многообразия и количественных показателей преобразований требует опережающего роста знаний, приобретаемых отражающим познанием.

Отражающее познание "приносит плоды" не только в виде ощущений, восприятия, понятий, гипотез и теорий, но и в виде идеалов, мифов, противоречий, проблем и целей. Глобальным хранилищем таковых знаний всей Вселенной является Ноосфера (рис.1). Земляне вносят свой вклад (отрабатывают свой налог) в его существование, но и доступ Человечества к нему ограничен Ноосферой, выполняющей роль полупроницаемой мембраны: далеко не вся накопленная в Ноосфере информация\знания остается доступной для Социума.

Создание социально-коммуникационных полей (этносов) позволяет Человечеству оптимизировать доступ к Ноосфере и оберегать "свою" часть (то, что мы называем "этническая культура"). Л.Н.Гумилев считает, что в этносе как в естественно сложившемся, исходя из ощущения комплиментарности, на основе оригинального стереотипа поведения коллективе людей существует собственная биохимическая энергетика. Надо думать, что загадка феномена ментальности (этнического духа) и кроется именно во взаимосвязи культуры и энергетики этносов.

 

ТЕОСОФИЯ

Социум должен иметь обратную связь с Ноосферой, иметь возможность контроля эффективности своего участия в обеспечении баланса с Космосом. На эту роль и выдвигается теософия.

Для этого теософия выполняет функции:

- сведение  воедино высших культурных ценностей (знаниевых) и оформления их как Божественной этики (единого нравственного закона),

- инициирование (провоцирование пассионариев) на поиск Богоправного пути - кратчайшего пути к сокровищам Ноосферы…

Теософия - проявление воли Вселенной дать каждому человеку шанс подключиться к Ноосфере, дать человеку возможность через навыки непосредственного созерцания постичь то место и ту роль, с которыми он может быть полезным в обеспечении Альянса, что требует жертвенности и сверхнапряжения. И если пассионарность - качество неврожденное, то теософия может дать шанс на раскрытие в себе пассионария.

Теософия - "врата к Ноосфере", "ключи" от которых доверяются избранным - пассионариям (Великие Посвященные). Для этого в теософии - эзотерический характер ритуалов и языка (метаязык), для этого "карьерный рост" и система испытаний.

Право вступления на Богоправный путь - через постижение и отстаивание собственных идеалов. Религия - школа идеалов, морально-этических императивов жизнедеятельности.

Восходящее качество жизни Человечества - в интересах Космоса. Сохранение динамической устойчивости Социумом на этом восхождении требует установления и контроля соблюдения индивидами соответствующих норм поведения (Право). Для взаимовдохновления людей на это восхождение (информационно-энергетическое) необходимо формирование их воли и идеалов (Этика), для самоконтроля человеком степени своего созвучия\гармонии с Космосом развивается Эстетика. Обществософия же служит целям почитания и изучения истории Восхождения Социумом на примерах  Великих Посвященных .

 

ИСТИННОСТЬ. ГАРАНТИИ и ИННОВАЦИИ

Истина - оптимум, компромиссное решение глобального противоречия (см. выше), действующего во Вселенной - противоречия "Устойчивость\Изменчивость". В этом смысле Истина действительно одна и абсолютна.

Коль уж сама Вселенная не способна постичь эту Высшую Истину, так что говорить о человеке?! Проникая в Ноосферу и творя новые Знания, Человек тешит себя надеждой нащупать эту Истину, но она ускользает от него со скоростью расширяющейся Вселенной. Разочарование же в тщетности таковых поисков "невыгодно никому", нужно сохранять стимулы для развития инновационной деятельности как фактора роста качества жизни Социума.

Поэтому удел Человечества - решать производные подпроблемы этой ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ. Пока мы их решаем, благодаря тому, что мы их решаем  - мы развиваемся сами и сохраняем Альянс в действии.

Заботой Социума является формирование в Человеке таких качеств, которые необходимы и достаточны (Обществу от Человека) для сохранения Альянса. Мерой признания таковых качеств Общество устанавливает свои Гарантии на получение инвестиций (коротко - "гарантии"). Гарантии на инвестиции энергетические, информационные, материальные. С переходом на более высокие ступени цивилизационного развития доминирующей становится потребность (дефицит) в гарантиях на получение информационных инвестиций.

Высший мотив происходящего в Человечестве - восполнение дефицита Гарантий. Гарантии - самый дефицитный ресурс Человечества..

Неизбежное в условиях дефицита гарантий дифференцирование претендентов оформляется в виде государственных и рыночных механизмов, для распределения гарантий между иждивенцами действуют системы т.н. социальной защиты.

В политической сфере идет борьба за право распоряжаться Гарантиями, здесь оперируют знаниями о запасах и динамике инвестиций и гарантий, лоббируют векторы распределения Гарантий.

 

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Качества человека формируются в контексте переживаемого Социумом этапа Альянса, который требует как необходимого и достаточного разнообразия, так и интенсивности (количественного уровня) инновационного потенциала Человечества (его информационно-энергетическое отражение мы находим в феномене "духа").

Связующим звеном (интерфейсом) Антропокосма с Космосом служит душа человека. Энергетическая эффективность ее ("душа полна", "открытая душа", "широкой души человек"...) определяет меру близости Человека к высотам духа, т.е к Ноосфере. {"...Посредством души в нем [Антропокосме Человека] осуществляется процесс материализации духа и высвобождения духа из материи}

В этом контексте:

Совершенное Общество (Социум) призвано обеспечить устойчивое развитие Вселенной через поддержание Альянса, что требует неустанного наращивания эффективности инновационной деятельности. Общество, озабоченное сохранением Альянса, во главу угла неизбежно ставит развитие духовных качеств всех своих членов (см. дух как отражение идеалов\целей), дорожит их инновационными проявлениями и потому эффективно инвестиционно их обслуживает. Угнетение такому Обществу невыгодно и потому неведомо в принципе, любые попытки его проявления глушатся как маргинальные. Человек в таком обществе всеми помыслами "живет в Космосе", Земля для него - дом родной с единомышленниками и собратьями, где нет розни "ради хлеба и энергии", но жадных до новых знаний, негэнтропии.

Здесь - мощный общественно-духовный потенциал, необходимый для сохранения Альянса. Осознание вечности своей души приходит члену такого Общества через общественное признание (инвестиционной поддержкой) его вклада в сохранение Альянса через инновационную деятельность, развивающую Ноосферу. Это и есть "качественное состояние человеческого духа", оптимальное для Вселенского разума (Ноосферы).

 

Иллюстрации:

Рис.1 Коридор устойчивости (Альянс) Триады

Рис.2 Самоорганизация в условиях Альянса

Рис.3 Аттракторы Социума и альтернативность Будущего

Рис.4 Модель прогнотипа

Рис.5 Модель Альянса

 

© Nazym F.Saifoulline, 1994-2000



[1] Общество задает собственные границы допустимого изменения качества жизни и, соответственно, поведения своих членов. Эти культурно-этические границы, устоявшиеся нормы социального поведения юридически закрепляются, например, в виде свода законов как "границы дозволенного" (S) (рис.1). "Провозглашение нормы имеет большое социально организующее значение" и способствуют устойчивому развитию общества. Нарушение отдельными людьми этих границ может повлечь за собой наказание, делающее невыгодным рецидивы. Тем самым общество заботится о сохранении достигнутого предыдущими поколениями уровня качества жизни и заинтересованно направляет своих членов к его неуклонному наращиванию. Уровень этой "социальной асимптоты" как некого гарантированного минимума обеспеченности и признания уровня полезности (качества создаваемой индивидом жизни) с годами для каждого отдельного человека изменяется, причем для "звезд", "личностей" в моменты их успеха резко возрастает, для "маргиналов" же (рецидивистов, иных изгоев, которые посягают на достигнутый обществом уровень качества жизни) закономерно падает, в т.ч. экстремально (заключением, смертной казнью и т.д.)

[2]  По Л.Н.Гумилеву называемыми этнокультурными системами [Этногенез и биосфера Земли /Свод №3. Международный альманах/ М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. -  с. 417]

[3] Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: 1994.

[4] Иначе: Сущность Глобального Альянса Социума со Вселенной (кодетерминации[4]) состоит в обеспечении баланса информационно-энергетического обмена. Энергетическое (и материальное) обеспечение жизни на Земле возможно постольку, поскольку "полноценно\добросовестно" Социум отрабатывает свою миссию по информационному пополнению Вселенной (качественному и количественному).

 



[1] Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. - Минск: ООО "Этоним", 1995. - 384 с.

[2] Drucker P. Innovation and Entrepreneurship. N.Y., 1985

[3] Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. - М.: Наука, 1993. - 240 с.


 [НФС1]Пунктирная фиолетовая линия на рис.1

 [НФС2]Прямоугольные блоки на линии жизни индивида (рис.1)

 [НФС3]Квазитермодинамическая модель феномена инновации -предмет отдельной статьи (в печати)



Используются технологии uCoz